Правописание и музыка.

04.10.2023



Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то
правильно писали бы почти все.



При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в
овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами
зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным
письмом могут мешать: 

— Нарушение пространственного восприятия. По статистике, 60% школьников имеют
довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу,
наверху и пр. Не верите? Пусть определит, стоя напротив вас, где у вас правая
рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, на письме он пишет буквы (и
цифры) зеркально, например «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет
местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По
этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении,
а новое предложение с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном
инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где
левая рука. 

Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно
обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя
строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое
понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в
аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут
описанные выше ошибки в письме. 

— Кинетические и динамические нарушения организации движений. Что это значит? А
это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с
одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока
мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в
написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит
далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит
двигаться руки и координировать движения пальцев? 

— Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной
системой. Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную
фразу. 

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных
ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но
простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать
неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать
правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы,
потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические
единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и
наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать
свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает
сложный процесс, формирующийся с раннего детства. 

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно
они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему.
Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать
знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное
смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму.
Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную
символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими
задачами и в письменной речи!



Хочу такой сайт







Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.06.2019

Дата обновления: 04.10.2023

Дата публикации: 04.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».