Игровые технологии

26.03.2021

"Использование игровых технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"

Огромную часть потенциала российского общества второй половины ХХI века будут составлять сегодняшние дошкольники. Сейчас становятся привычными тревожные данные об ухудшении состояния здоровья, понижении уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. В то же время утверждение о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных организациях. Понятно, что многие патологические состояния дошкольников можно предупредить средствами физического воспитания.

Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить, либо полностью устранить указанные нехорошие тенденции. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в первой ступени начального образования не вызывает сомнения.

Одной из инноваций современного общества в плане физического развития является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который внедряется как масштабный национальный проект после подписания указа в 2014 году президентом В. В. Путиным о возрождении комплекса ВФСК «ГТО»

Цель комплекса:

– повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний.

Первая ступень комплекса называется «Играй и двигайся» и направлена на детей 6-8 лет. Девиз ступени («Играй и двигайся») дает возможность педагогу построить работу с ребенком на основе игровых технологий, которые становятся основополагающими в этой работе.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

- мотивационный (связан с отношением детей к содержанию, процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);

- ориентационно-целевой (связан с принятием детьми целей игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);

- содержательно-операционный (предполагает овладение детьми содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы игровой деятельности);

- ценностно-волевой (обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придаёт эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);

- оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры) [2; 104].

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов. В. В.Николина выделяет следующие структурные элементы: установочный элемент, игровые ситуации, задачи игры, правила игры, игровые действияигровое состояние, результат игры [2; 105], которые тесно связаны между собой и являются определяющими в работе с дошкольниками. Характер и игровые ситуации определяются возрастными особенностями детей, их интересами и педагогическими задачами.

Проанализировав современные подходы и методы подготовки дошкольников к тестированию Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «ГТО» в МБДОУ - детский сад № 536,  изготовили и начали применять на практике игровое нестандартное оборудование для детей 5-7 лет. Оно направлено на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Игры с нестандартным оборудованием представляют собой доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Они является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.Хочу такой сайт

Некоторые примеры использования игрового нестандартного оборудования для физического развития дошкольников мы хотим описать ниже.

Игра «Соберем урожай», направлена на обучение правильности техники отжимания. Ребенок надевает повязку с липой на грудь, на голову - маску ежика и в процессе отжимания старается захватить яблочки, которые лежат на полу, на липкую часть повязки.

Для тренировки гибкости используются игры «Веселый рыболов» и «Спортивные качели». В игре «Веселый рыболов» ребенок встает на куб и руками, не сгибая колени, ловит морских обитателей, которые расположены на разной высоте. Морская звезда расположена ниже других морских жителей, поэтому ее сложнее всего достать. В «Спортивные качели» играют двое детей, сначала они качают качели, доставая кончиками пальцев, затем опираясь на всю ладонь. Обе игры изготовлены из экологически чистого материала, который легко обрабатывается.

Для отработки прыжков в длину с места применяется игровое нестандартное оборудование «Дорожка прыгуна», которое помогает воспитателю и ребенку ориентироваться в точности выполнения упражнения.

Для развития навыков прыжков в длину подготовлено игровое оборудование «Спортивный театр». Воспитатель вместе с детьми договариваются, кто из животных стоит на каком месте. Ребенок прыгает и надевает шапочку, соответствующую определённому животному. Чтобы знать, насколько сантиметров прыгнул ребёнок, рядом с пеньками наносим разметку.

Для развития необходимых качеств метания в цель, было создано игровое нестандартное оборудование «Рыжий, белый и колючий». Ребенку необходимо бросать кольца разного диаметра на голову животного. Оборудование «Накорми клоуна» развивает меткость, глазомер, поскольку мячом необходимо попасть в рот клоуну, где закреплен небольшой тканевый мешок. Попадание в цель делает клоуна довольным и сытым.

Принимая во внимание принцип усложнения, для обучения и закрепления навыка метания в цель изготовлено игровое оборудование «Попади в цель», которое трансформируется с изменением сезона года и может быть расположено на разном уровне в зависимости от возраста и физического развития ребёнка.

Для выполнения теста ВФСК «ГТО» «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» изготовлено игровое нестандартное оборудование «Полянка». Нестандартное оборудование представляет собой полянку, на которой расположены в произвольном порядке различные грибы в зависимости от темы и задания.Возможны два варианта: первый - «сорви гриб»: наклон выполняется в перчатках, при касании липучки приклеиваются к ткани перчаток; второй вариант - «звонкий гриб»: при наклоне нажать на шляпку, при этом элемент внутри шляпки издает звук. Также игру можно разнообразить с помощью различных видов грибов – полезные (белый, подберезовик) и ядовитые (мухомор).

Для отработки навыка теста «Челночный бег» создано игровое оборудование «Лучик»Дошкольник бежит до финишной линии и касается рукой оборудования, расположенного на линии. При правильном касании на боковой поверхности загорается светодиод. Важно не допустить ошибку, в результате которой испытание не засчитывается. Для выполнения спортивного упражнения «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» дети касаются грудью оборудования «Лучик». При правильном выполнении упражнения загорается светодиод.

В настоящие время усложняются испытания ВФСК «ГТО» появляются новые, поэтому игровое оборудование усовершенствуется. Новый вид теста, «Поднимание туловища из положения лежа на спине» привлек наше внимание и было создано игровое оборудование «Соберем цветы». Цветы сшиты из ткани, а по бокам липкая лента. В сердцевину цветка вставлен звуковой элемент. Ребенок крепит цветы в область колена и, поднимая туловище, должен касаться локтем сердцевины. Если упражнение выполнено правильно, он слышит звуковой сигнал.

Опыт применения игрового нестандартного оборудования для организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста для развития физических качеств и техники выполнения испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" обобщен. На его основе составлен и рекомендован для использования сборник материалов. Презентация сборника состоялась в рамках городского семинара «Взаимодействие педагогических коллективов учреждений общего и дополнительного образования в выстраивании системы физического развития ребенка».

Таким образом, учитывая изменения действительности, окружающей детей (замену коллективных игр компьютерными, приоритетное направление развития интеллектуальной и эстетической сферы, нужно отметить, что ребенку остаётся меньше времени для прогулок, подвижных игр, общения со сверстниками. Нарушение равновесия между игрой и другими видами детской деятельности отрицательно сказывается, как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей ребенка дошкольного возраста. В связи с этим значим поиск путей для оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Решение этой проблемы, основываясь на мнение Л. Н. Волошиной, видится в организации игровых форм двигательной деятельности детей, включая выполнение упражнений комплекса «ГТО» [1; 16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура 2003. №4. С. 16.

2. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа,

2004. 157 с.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».