Дополнительная общеобразовательная программа Путешествие по сказкам, 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 536
620137, г.Екатеринбург, ул.Менделеева, 14А, тел./факс (343) 341-77-55
____________e-mail: mdou536@eduekb.ru; http://536.tvovsadik.ru____________
Принята
Педагогическим советом
протокол № 1
от « »
Р<Р
20 Л / г.

Утверждена
Заведующим
X.

сада № 536
даровой

приказ №
от «
»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Лебедева И.И.
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2021

Содержание программы:

I

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка …………………………………..……………….3
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Путешествие по сказкам»………………………………………….3

II

Содержательный раздел

2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Путешествие по сказкам»………………………………………………….……5
2.2. Организация и содержание деятельности дополнительной
общеразвивающей программы «Путешествие по сказкам»

……………….11

2.3. Рабочая программа ………………………………………………….…….14
2.4. Планируемые результаты

III

……………………………………….………25

Организационно – педагогические условия

3.1. Учебный план ……………………………………………………...……...27
3.2. Календарный учебный график

……………………………….…………28

3.3. Оценочные и методические материалы

……………………………….29

Список литературы………………………………………………….……..……31
Методическое обеспечение программы ……………………….…………….31

2

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.1. Пояснительная записка
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении - детский сад №536 (далее МБДОУ) реализуется
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) социально-педагогической
направленности «Путешествие по сказкам». Срок реализации 2 года.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с действующим законодательством и иными нормативными
правовыми документами, локальным актами МБДОУ, регулирующими
деятельность учреждения дошкольного образования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденными
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28.
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детского сада № 536.

1.1.2. Цели и задачи
реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Путешествие по сказкам».
Целью образования сегодня является обеспечение эмоционального и
творческого развития личности, создание условий для ее самореализации.
Это значит, что образовательные системы уже на начальном этапе
дошкольного образования должны обеспечить ребенку возможность
приобретения специальных навыков саморегуляции и самовыражения в
3

соотношении с возможностями адекватного развития эмоциональной сферы.
(С.Л. Рубинштейн). В этом плане существующая образовательная система, по
мнению Кагана М.С. и Эдкина А.М. испытывает серьезный недостаток
методологически обоснованных технологий и средств, позволяющих
интегрировать эмоциональное и творческое развитие детей, формировать и
обогащать их ментальный опыт и реализовать творческую активность
каждого ребенка. В связи с этим прослеживается наличие противоречия
между потребностью современного общества в людях, умеющих
самостоятельно и творчески мыслить, владеющих различными средствами
самовыражения
и
саморегуляции,
и
реальной
возможностью
образовательной системы совершенствовать методы и средства,
расширяющие индивидуальные ресурсы личности.
На сегодняшний день главной задачей социальной политики страны
является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное
развитие личности. В ст. 28, часть 1 «Конвенция о правах ребенка»
провозглашено право ребенка на образование на основе развития
способностей каждого с помощью всех необходимых средств. Закон «Об
образовании» также определяет принципы государственной политики в
области образования: гуманистический характер образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития воспитанников; ст.
14 определяет общие требования к содержанию образования – это создание
условий для раскрытия и самореализации личности ребенка.
Актуальность
психолого-педагогического
сопровождения
эмоционального и творческого развития детей дошкольного возраста
обусловлено еще и важностью данного возрастного периода, т.к. этот период
является сенситивным для становления эмоциональной сферы, которая
является основанием для когнитивного и творческого развития личности.
Развитие эмоционального мира и творческих способностей ребенка –
одно из приоритетных направлений современного образования. Одним из
здоровьесберегающих подходов в этом направлении является работа со
сказками в процессе творческой деятельности с использованием кукол –
марионеток, специально подобранной музыкой, которая рассматривается как
совокупность
психологических
методов
воздействия
с
целью
психопрофилактики, психокоррекции, успешной социализации и адаптации
детей.
Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и
доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает,
мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных
историй.

4

Сказка - первый ориентир, по которому ребенок учится строить свои
взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу
очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем
не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания
жизни, не давая запутаться и заблудиться.
Сказки являются не только средством развития
мира эмоций и
фантазий, а также предполагают коррекцию разного рода затруднений детей
данного возраста.
Основная цель программы:
Создание условий психолого - педагогического сопровождения
эмоционального мира ребёнка, его творческих способностей и формирование
успешной личности дошкольника.
Задачи программы:
 Обобщить и систематизировать знания об эмоциях.
 Научить различным способам
и методам выражения эмоций
(вербальным и невербальным).
 Формировать адекватную «Я – концепцию».
 Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля.
 Развивать сенсорно - перцептивную сферу и мелкую моторику.
 Развивать вербально – логическое и абстрактное мышление.
 Развивать эмпатию и экологическое отношение к окружающему
миру.
 Развивать творческое воображение и фантазии.
 Познакомить с нормами и правилами поведения на занятиях.
 Развивать коммуникативные навыки и конструктивные формы
общения.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей
программы «Путешествие по сказкам».
Предлагаемая программа «Путешествие по сказкам» направлена на
гармонизацию эмоционального мира и раскрытие творческого потенциала
5

детей дошкольного возраста. Она осуществляется по пяти направлениям:
диагностическое,
консультативное,
методическое,
коррекционно
развивающее.
Использование в программе народных и авторских сказок, а также
кукол-марионеток позволяют осуществлять коррекционно - развивающее
воздействие на детей с различными психологическими особенностями, в
связи с чем, данная программа рекомендуется для реалиазции в группах
дошкольников, в отношении которых:
- имеются жалобы со стороны педагогов об агрессивном, деструктивном
поведении в отношении сверстников, нежелание и неумение играть,
конструктивно взаимодействовать в группе, страхи, чрезмерная обидчивость
и чувствительность;
- со стороны родителей поступает запрос на повышение самооценки, на
развитие вербального мышления, на снижение уровня тревожности,
агрессивноси, на развитие творческих способностей ребенка и на умение
простраивать конструктивные отношения со сверстниками и со взрослыми ;
- со стороны педагога-психолога по результатам диагностики и наблюдения
выявлен низкий уровень концентрации внимания, коммуникативных
навыков, стереотипность, ригидность мышления, страхи, замкнутость,
ранимость, повышенная тревожность и другие признаки социальной
дезадаптации;
Таким образом, запрос со стороны родителей, педагогов, результаты
психологической диагностики являются основанием для участия ребенка в
данной программе.

Коррекционно-развивающее направление. Психолого-педагогическое
сопровождение эмоционального, личностного и творческого развития детей
предполагает мультисенсорное воздействие через визуальный, аудиальный,
кинестетический каналы восприятия, что является важным фактором
развития, так как большинство занятий с дошкольниками перегружают
зрительную и слуховую системы, не формируя уровень телесного праксиса,
что ведет к накоплению большого количества напряжения в телесной
организации ребенка, нередко приводит к невротическим срывам, вызванным
неотреагированными и неосознанными эмоциями.
Мультисенсорное воздействие реализуется через целый ряд психологопедагогических техник, создающих условия для гармонизации личностного и
6

эмоционального мира ребенка, актуализации и развития у него творческих
потребностей:
1. Волшебные авторские сказки. Разработанные специально для
данного возраста, учитывающие особенности мышления и реагирования
старших дошкольников, предполагающие не только аудиальное восприятие,
но и активное мимическое, пантомимическое проживание всех поворотов
сюжета, включение в процесс становления главного героя. Эти сказки несут
большой компонент когнитивного и личностного развития, так как через
общекультурные символы и ценности формируют у ребенка стратегии
конструктивного совладающего поведения, алгоритмы выхода из различных
жизненных ситуаций путем творческого осмысления окружающей
действительности. Данный тип сказок обязательно включает в себя
компонент волшебства, магического преобразования действительности через
трансформацию личности и/или поведения главного героя. Это очень
значимый аспект, так как современные книги и мультфильмы чаще всего
предполагают техногенное, механическое воздействие как основной способ
решения тех или иных жизненных ситуаций. Волшебные сказки показывают
ребенку, как можно изменить действительность через изменение способов
взаимодействия, через выход из эгоцентрической позиции и активное
включение в мир чувств и мыслей другого существа – реального или
магического.
2. Музыкальное сопровождение занятий. Воздействие музыки
активизирует, в первую очередь, правое полушарие, связанное с целостным,
образным, восприятием действительности, что позволяет гармонизировать
психические процессы, снять напряжение, вызванное с чрезмерной
активизацией левого, вербально-логического полушария. Большинство
современных образовательных технологий предполагают такой способ
подачи информации, который требует от ребенка поэтапного,
алгоритмизированного, вербального и аналитического способа ее обработки.
При таком подходе правополушарные процессы, связанные с обобщенным
эмоциональным откликом, спонтанным реагированием не получают
должного развития, что обедняет весь процесс становления личности
ребенка, а также приводит к накоплению вытесненной психической энергии,
что может проявлять себя в агрессивном, неадекватном поведении,
расстройствах речи и сна у дошкольника. Музыка позволяет целостно и
непосредственно передать ту гамму чувств, переживаний героя сказки,
которую порой трудно выразить словами и донести до ребенка, еще не
овладевшего языковыми средствами на достаточно высоком уровне.
3. Разнообразные художественные техники. Нередко творческая
деятельность ребенка ассоциируется с рисованием – т.е. созданием
7

плоскостных цветовых или монохромных сюжетов с помощью красок и
кисти. Однако, арсенал современной художественной деятельности,
доступный для детей дошкольного возраста, значительно богаче. Рисование
по сырой бумаге, монотипия, создание коллажей, пластилинография,
сюжетная пластика, аппликация, техника печати, смешанные техники – все
это и многое другое раскрывает для ребенка целый спектр самых
разнообразных
способов
визуализации,
отображения
процессов,
происходящих во внутреннем мире, вовне. Эти техники позволяют перенести
эмоции и потребности ребенка из мира субъективного в мир реальный,
объективировать психические процессы, порой недоступные для восприятия
окружающих и рефлексии самого ребенка. Отреагировав адекватными
изобразительными средствами, через абстрактные или конкретные
художественные образы, ребенок получает доступ к своему творческому
ресурсу, что происходит при целостной реализации (от замысла до
воплощения) любой деятельности. Особенностью же художественных техник
является то, что они раскрывают для ребенка в обычных, знакомых вещах
(краски, бумага, пластилин) все новые и новые свойства при разных
вариантах нанесения, смешивания, комбинирования. Именно этот процесс
максимально соответствует потребности ребенка играть и творить
окружающую действительность, преобразуя ее посредством игры и познавая.
Большое внимание в данной программе уделяется использованию
сказочных образов, символизирующих наиболее значимые для данного
возраста архетипы: образ Феи-волшебницы, Бабы-Яги, Рыцаря, Старца
символизируют разные этапы развития и становления личности в
соответствии с ее гендерной принадлежностью, Волшебное дерево как
символ жизни, волшебные предметы (палочка, кисточка) – как символы
мастерства, искусного умения, Конь-огонь как символ жизненной энергии.
Приобщение к культурным символам различных архетипов раскрывает и
поддерживает творческий потенциал ребенка, его способность к
саморазвитию, максимальному раскрытию различных аспектов своего Я.
4.Куклы марионетки. Предполагает использование кукол-марионеток –
как помогающих фигур, переходных объектов, структурирующих процесс,
фиксирующих внимание ребенка на происходящем, переносящих его из
атмосферы занятия в мир игры, фантазии, волшебства – важный аспект
данной программы. Используются три куклы:
- Иванушка – кукла, постоянно реализующая позитивные, конструктивные
аспекты деятельности и поведения, коммуницирующая с детьми с позиции
«на равных»;

8

- Баба-Яга – кукла, отношения детей с которой меняются в ходе реалиазции
программы: из фигуры опасной, пугающей, агрессивной она постепенно
трансформируется в фигуру могущественную, олицетворяющую силы
природы, с которой можно и нужно уметь договариваться;
- Волшебная кисточка – кукла, непосредственно олицетворяющая творческий
процесс, преобразование, трансформацию замысла в непосредственный
художественный образ, кукла-помощница, всегда готовая поддержать
ребенка в ходе его творчества.
5. Использование ресурсов группы и личностных ресурсов педагогов.
Создавая любой творческий продукт в рамках представленной программы,
ребенок имеет возможность получить обратную связь от сверстников и
педагогов о художественной ценности, выразительности представленного
сюжета, о том, какое воздействие он оказывает на окружающих, какие
вызывает чувства, мысли, ассоциации. Этот момент является очень важным,
так как раскрывает ребенку его потенциал, объективирует возможность
влиять на других, в том числе, взрослых, людей через продукты своей
творческой деятельности, что повышает ценность творчества в глазах самого
ребенка, мотивирует творческую активность. Также, знакомясь с продуктами
деятельности других детей, ребенок-дошкольник расширяет свой
эмоциональный и жизненный опыт. Специально организованный процесс
обсуждения результатов работы, направляемый и регулируемый педагогами,
позволяет сформировать навыки конструктивной обратной связи, умение
формулировать свою обоснованную позицию, свое аргументированное
отношение к результатам работы группы и ее отдельных представителей.
При этом групповые процессы, связанные с эмоциональным заражением,
распределением ролей, различными точками зрения на решение той или иной
проблемной ситуации обогащают поведенческий репертуар ребенка,
стимулируя к поиску и творческому самораскрытию.
Консультативное направление. Важной составляющей программы
является комплекс мероприятий, осуществляемый в отношении родителей в
течение всего времени реализации программы. Основные этапы работы с
родителями:
1. Знакомство с программой. Педагог-психолог доводят до сведения
родителей те цели и задачи, которые ставит перед собой цикл развивающих
занятий, перечисляют основные техники и приемы, которые будут
использоваться во время работы с детьми, определяют те навыки и умения
(психологические, изобразительные, творческие), которые предполагается
сформировать у детей в процессе работы. Также побуждают родителей
закреплять полученные детьми навыки в домашних условиях, позитивно
9

оценивать продукты творчества ребенка, поддерживать его интерес к
занятиям и творческой деятельности в целом.
2. Система индивидуальных консультаций с родителями. Педагогпсихолог проводит консультации по запросу родителей, а также
запланированные встречи, чтобы сообщить результаты наблюдения за
развитием ребенка в рамках программы. В ходе консультаций обсуждаются
особенности
творческой
деятельности
ребенка,
дается
система
рекомендаций, направленная на стимулирование и поддержание интереса
ребенка к творческому самораскрытию, самореализации, развитию
самоконтроля и саморегуляции.
3. По итогам реализации программы проводится анкетирование
родителей на предмет оценки результатов участия ребенка в программе.
Диагностическое направление. Для оценки эмоционально-волевой
сферы детей дошкольного возраста применялась комплексная психологопедагогическая диагностика, включающая в себя:
1. Направленное наблюдение за
нерегламентированной деятельности.

детьми в регламентированной и

Основные критерии, оцениваемые педагогом-психологом:
- Коммуникативные навыки
- Наличие/отсутствие признаков дезадаптивного поведения
- Вовлеченность в творческий процесс
- Преобладающие эмоциональные реакции
- Умение конструктивно выражать свои эмоции, осуществлять их
регуляцию
- Повышенная тревожность, страхи
- Заниженная самооценка (неуверенность).
2. Методика исследования уровня тревожности в типичных для ребенка
жизненных ситуациях «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл и Н. Дорки.
3. Беседы
родителями, анкетирование родителей на предмет
коммуникативных, эмоциональных, поведенческих особенностей и
творческих способностей детей.

10

Методическое направление.
Все занятия основаны на индивидуальном
психоэмоциональном восприятии, индивидуальных возможностях каждого
ребенка и собственном индивидуальном опыте.
Позиция принятия себя и других такими, какими они есть, с равным
положительным отношением к достоинствам, так и к недостаткам
позволяет ребенку свободно и непринужденно действовать и выводить
собственный опыт. Для этого ему необходимо: максимально комфортное
психологическое состояние; определенные технические навыки в
художественной деятельности; словарный запас, позволяющий выражать
собственное эмоциональное состояние.
Роль педагога:






Создание комфортной психологической обстановки;
Формирование этических норм и правил;
Ввод в определенное эмоциональное состояние;
Формирование интереса, мотива и установок;
Сопровождение
творческой
деятельности
предполагает
постепенный переход от роли «руководящей» к роли
«направляющей».

2.2. Организация и содержание деятельности
дополнительной общеразвивающей программы
«Путешествие по сказкам».
Программа по дополнительным образовательным услугам строится на
основании программы «Волшебная страна внутри нас» Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой.
Совместная деятельность проводятся один раз в неделю, оптимальное
количество детей в группе 10-12 человек.
Совместная деятельность оказывает позитивное влияние на самочувствие
детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития
личности ребёнка
Занятия данной программы включают в себя решение
проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление
коллажей, релаксационные этюды, визуализации.
Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального и творческого
развития детей в контексте данной программы предполагает по 34 встречи
совместной деятельности детей в средней, старшей и подготовительной
11

группе, продолжительностью 20 минут средняя группа, 25 минут старшая
группа, 30 минут подготовительная группа.
Два раза в неделю проводятся индивидуальные консультации с родителями с
целью ознакомления с существующей проблемой у ребенка, с целью
выработки стратегии воспитательного процесса с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка.
Система работы состоит из 4 блоков. При работе по этим блокам происходит
постепенное психологическое развитие ребенка.
Блок: «Я и мои эмоции», «Я учусь владеть собой», «Язык жестов»,
мимики и пантомимики» направлен на развитие эмоционального мира
ребенка. Здесь происходит знакомство с миром эмоций, умением их
выражать различными методами и способами.
Блок: «Давайте жить дружно», «Мы такие разные, но мы одна семья»,
«Умей прощать и уступать» направлен на развитие у детей навыков
совместной деятельности и конструктивных форм общения.
Блок: «В гостях у сказки», «Чему учат сказки», «Ценностные ориентиры
сказочных историй» направлен на осознание ребенком морально –
нравственных качеств. Через анализ сказочных историй и поступков их
героев ребенок учится понимать, что такое добро и зло, получает опыт
взаимодействия с окружающим миром, формирует модели эффективного
поведения в непростых ситуациях.
Блок: «Я умею», «Я знаю, я умею», «Я знаю, я умею, я могу» напрвлен на
осознание своих сильных и слабых сторон личности, на принятия самого
себя и оптимизацию самооценки.

Основные условия успешного развития эмоциональной сферы и
творческих способностей
1. Комфортная психологическая обстановка.
Авторская сказка снижает напряженность, погружает детей в сказочный
образ. Педагог дает позитивные установки, создает мотивацию для
творческой деятельности. Воспитывает экологичное отношение детей друг к
другу и к окружающему миру.
2. Фоновое музыкальное сопровождение.
Специально подобранная музыка усиливает переживания ребенка, делает их
более яркими, выразительными, незабываемыми.
3. Усвоение различных техник и средств.
12

Многообразие технологий обогащает личный опыт ребенка, усиливают
раскрытие творческого потенциала.
4. Предоставление ребенку свободы в творческой деятельности.
Предполагается самостоятельный выбор ребенком образного решения в
творческой деятельности.
5. Принятие индивидуальных особенностей ребенка.
Позитивное оценивание результатов творческой деятельности, позитивные
установки повышают самооценку ребенка и формируют адекватную «Яконцепцию».
6. Доброжелательная помощь взрослых.
Занятия предполагаю постепенный переход роли педагога от активного
взаимодействия с детьми (руководящей – обучающей роли) к менее
активному взаимодействию (направляющей роли). Такая система позволяет
формировать у старших дошкольников на основе самостоятельного
выводимого опыта самоконтроль, самостоятельность суждений, умение
доказывать и отстаивать свою точку зрения, а также почувствовать себя
творцом.
7. Помощь родителей.
Помощь со стороны родителей предполагает заинтересованное
взаимодействие, выстраивание стратегии воспитательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, их участие в формировании
творческих способностей. Мотивацию творческой деятельности через
некритичное оценивание результатов.
Содержательные этапы в структуре совместной

деятельности:

Ритуал входа в волшебную страну.
Знакомство со сказкой и эмоциональное проживание образа.
Показ определенной изобразительной техники.
Вывод эмоционального состояния на внешний уровень.
Вербально-логический анализ продукта своей деятельности, всего
занятия в целом.
6. Ритуал выхода из волшебной страны.
1.
2.
3.
4.
5.

Первый этап.
Ритуал входа в волшебную страну знакомит детей с определёнными
правилами и нормами, которые с одной стороны, способствуют развитию
системы саморегуляции, с другой – развитию самостоятельности и свободы
творчества.
Второй этап.
13

Ребенок учится отслеживать свое эмоциональное состояние, состояние
образа героя, выражая его словами, фиксируя его в модальностях:
визуальной, аудиальной и кинестетической по принципу рефлексии.
Третий этап.
Показ определенной художественной техники позволяет получить
определенные навыки и умения, которые помогают создать определенный
образ по заданной теме.
Четвертый этап:
Вывод эмоционального состояния на внешний уровень проявления
творчества
(через рисунок, коллаж, монотипию и др.) способствует
самовыражению и самораскрытию индивидуальности личности ребенка.
Пятый этап:
Вербальный анализ продукта
творческой деятельности ребенка
развивает воображение, абстрактное мышление, обогащает словарный запас,
формирует позицию созидателя.
Шестой этап:
Обеспечивает
безопасную
психологическую
обстановку
для
возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.

2.3. Рабочая программа.
Старшая группа (5 – 6 лет)
Тема
занятия

Цели
Задачи

Средства
решения

Материалы

Месяц

Восковыем
елки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка
Уголь,
сангина
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

сентябрь

1

Сентябрь

1

1.
«Веселые
человечки»

-Познакомить детей с чувством
радости в разных модальностях;
- Учить выражать радость
(вербально, невербально);
-Учить передавать чувство радости
цветом;

Графическое
изображение
обьектов.

2.
«Злость в
городе»

-Знакомство с чувством злости;
-Учить отслеживать
своё эмоциональное состояние, и
передавать его
цветом и формой;

Графическое
изображение
объектов.

Колво

14

3.
«Удивитель
ная поляна»

-Учить отслеживать своё
эмоциональное состояние;
-Передавать через
рисунок своё эмоциональное
состояние (удивление);
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;

Живописное
изображение
(Техника
рисования по
мокрой бумаге)

Акварель,
тушь.
Уголь,
сангина
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

Сентябрь

1

-Знакомство с эмоцией страха;
-Учить выражать
чувство вербально,
невербально;
-Учить через символические
действия освобождаться от чувства
страха;
-развивать творчество.

Графическое
изображение
объектов.

Уголь,
акварель,
гуашь.
Авторская
сказка

сентябрь

1

5. «Грустный слон»

-Знакомство с чувством грусти через
образ сюжета;
-Учить выражать и передавать
характерный образ через живопись;
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Живописное
изображение

Акварель

6.«Мороз
Иванович»

-знакомство с техникой рисования
ниточками;
-Учить видеть и придумывать образы
от оставленных следов
краски;
-Формирование системы ценностей
понятия «доброты» и «трудолюбия».

Графическое
изображение
объектов.

Сказка.
Кукламарионетка
гуашь.

4.
«Страх в
городе»

октябрь
1

Авторская
сказка.

октябрь

2

15

7.«Ромашко
вая кошка»

8.«Крылаты
й,
мохнатый,да
масляный»

-Учить передавать изображение с
помощью пластики;
-Развитие вербального мышления
-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Развитие мелкой моторики.

-Формировать ответственность за
дело, которое делаешь;
-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Закреплять технику графики.

Скульптурное
изображение
предмета.

Пластилин,
стеки,
Салфетки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка
гуашь

октябрь

2

ноябрь
Графическое
изображение
обьектов.

Восковые
мелки
Народная
сказка

1

ноябрь
9.«Медвежо
нок и Баба
Яга»

Тема
занятия

10.«Удивите
льное
рядом»

11.
«Добро
побеждает
зло»

-Учить передавать изображение с
помощью пластики;
-Передавать через цветовые
отношения эмоциональное
состояние;
-Формировать уверенность в себе
через преодоление чувства страха;
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие вербального мышления

Цели
Задачи

-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Развивать воображение,
творчество.
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Скульптурное
изображение
предмета.

Пластилин,
стеки,
Салфетки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка
гуашь

1

Средства
решения

Материалы

Месяц

Колво

Живописное
изображение

Акварель
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

ноябрь

2

декабрь
-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;

Живописное
изображение

Гуашь.
Кукламарионетка

2

16

-Расширение границ
творческого восприятия мира;
12.
«Кот, петух
и лиса»

13.
«Дерево
желаний»

14.
«Зимовье
зверей»

-Учить передавать изображение Пластилин.
с помощью пластики;
-Передавать через цветовые
отношения эмоциональное
состояние;
-Формировать чувство
уважения к старшим и чувство
избирательности «свой-чужой».
-Научить передавать в
Пластилин.
пластическом изображении
основные структурные
характеристики объекта;
-Освоение действий предметной
символизации;
-Учить средствам и
способам целеполагания через
дифференциацию
желаний.

Пластилин,
стеки,
Салфетки.

-Развитие эмпатии,
умения взаимодействовать друг
с дргом
-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Аппликация

Бумага, кисть
для клея,
ножницы.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

Живописное
изображение

Акварель,
гуашь. Ненецкая
народная сказка.
Кукламарионетка

Графическое
изображение
обьектов.

Уголь, сангина,
мелки.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

15.
«В яранге
-Познакомить с понятием
горит огонь» «Беречь сердце»
(любовь и бережное отношение
к матери,);
-Учить графически
передавать образ ;
-Развивать коммуникативные
навыки при обсуждении
сюжета.
16.
«Страна
фантазий»

-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;

Пластилин,
стеки,
Салфетки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

декабрь

2

январь

1

январь

1

январь

1

февраль

1

17

17.
«Волшеб
ный город»

-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
-Развитие символических
представлений;
-Расширение границ
творческого восприятия мира;

Живописное
изображение

18.«Гусилебеди»

-Развивать вариативность и
оригинальность мышления
при создании образа;
-Формировать ответственность
за свои поступки.

19.
«Золотая
рыбка»

-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;

Тема
занятия

20.«Маленьк
ий ежик»

21.
«Бычок смоляной
бочок»

22.
«Маска
страха»

Гуашь.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

февраль

1

Аппликация

Бумага, кисть
для клея,
ножницы.

февраль

1

Живописное
изображение

Гуашь.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

февраль

1

Средства
решения

Материалы

Месяц

Колво

- Расширение представлений об
эмоции «удивление»;
-Развивать воображение,
творчество;
-Формировать навыки
саморегуляции и самоконтроля.

пластилиногра
фия

акварель

март

1

-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
-Расширение представлений об
эмоции «удивление»;

рисунок

акварель
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

март

1

-Актуализация чувства
«страха»;
-Способы избавления от страха;
-Развивать воображение

Апликация

Бумага, клей,
Салфетки.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

март

1

Цели
Задачи

18

23.
«Одинокий
верблюжоно
к»

24.
«Лисажуравль»

-Знакомство с алгоритмом
преодоления жизненных
ситуаций;
-Развитие экологичных
взаимоотношений детей в
группе сверстников.

Живописное
изображение

Восковые мелки,
Авторская
март
сказка.
Кукламарионетка

-Развитие эмпатии,
умения взаимодействовать друг
с дргом
-Знакомство с цветовым
символизмом.

Смешанная
техник
(живопись,
апликацыия)

Разноцветная
гуашь, цветной
картон,
Народная сказка.
Кукламарионетка

1

апрель

2

-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.
25.
«Золотое
яйцо
Курочки
Рябы»

26.
«Подарок
другу»

27.
«У страха
глаза
велики»

-Показать детям разные
Живописное
способы использования
изображение
знакомых предметов;
-Обсуждение символа
«Золотого яйца» как источника
и ресурса различных жизненных
возможностей.

Акварель,
гуашь.

апрель

2

май
-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Развивать эмпатию, умение
взаимодействовать
;

Скульптурное
изображение
предмета.

-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
-Развитие символических
представлений;
-Расширение границ
творческого восприятия мира;

Скульптурное
изображение
Объекта.

Пластилин.
Цветные
звездочки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

Пластилин

1

май

1

19

28.
«Обида
зайчика на
маму»

29
«Путешеств
ие на остров
нарисованных
человечков»

-Знакомство с чувством
Аппликация
«Обида»;
-Развивать вербальное
мышление при обсуждении
сюжета
- развитие эмпатии к родителям.
.
-Закрепление полученных
Живописное
знаний и умений детей;
изображение
-развитие навыков общения
детей сос сверстниками;
- формирование у детей
представлений о значении
взаимопомощи на примерах
сказочных сюжетов;
-способствование
саморегуляции и снятия
психоэмоционального
напряжения.

Бумага, кисть
для клея,
ножницы.

Май

1

Бумага, цветные май
карандаши.
Авторская
сказка

1

Всего:

36

Подготовительная к школе групп (6 -7 лет).
Тема
занятия

1.
«Город
радости»

2.
«Злость в
городе»

3.
«Волшебная
поляна

Цели
Задачи

-Познакомить детей с чувством
радости в разных модальностях;
- Учить выражать радость
(вербально, невербально);
-Учить передавать чувство радости
цветом;

Средства
решения

Материалы

Месяц

Графическое
изображение
обьектов.

Восковыем
елки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

сентябрь

1

Сентябрь

1

-Знакомство с чувством злости;
-Учить отслеживать
своё эмоциональное состояние, и
передавать его
цветом и формой;

Графическое
изображение
объектов.

-Учить отслеживать своё
эмоциональное состояние;

Живописное
изображение

Уголь,
сангина
Авторская
сказка.
Кукламарионетка
Акварель,
тушь.

Колво

Сентябрь
20

1

цветов»
(Удивление)

-Передавать через
живопись своё эмоциональное
состояние (удивление);
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;

(Техника
рисования по
мокрой бумаге)

Уголь,
сангина
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

-Знакомство с эмоцией страха;
-Учить выражать
чувство вербально,
невербально;
-Учить выражать чувство с помощью
графики;
-развивать творчество.

Графическое
изображение
объектов.

Уголь,
акварель,
гуашь.

5. «Грустный слон»

-Знакомство с чувством грусти через
образ сюжета;
-Учить выражать и передавать
характерный образ через живопись;
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Живописное
изображение

Акварель

6.«Узоры
снежной
королевы»

-знакомство с техникой рисования
ниточками;
-Учить видеть и придумывать образы
от оставленных следов
краски;
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Графическое
изображение
объектов.

Авторская
сказка.
Кукламарионетка
гуашь.

октябрь

2

-Учить передавать изображение с
помощью пластики;
-Развитие вербального мышления
-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Развитие мелкой моторики.

Скульптурное
изображение
предмета.

Пластилин,
стеки,
Салфетки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка
гуашь

октябрь

2

Графическое
изображение
обьектов.

Восковые
мелки

4.
«Город
страха»

сентябрь

1

октябрь

7.«Ромашко
вая кошка»

8.«Нарисуй
цветок
своего
имени»

-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Закреплять технику графики.

1

ноябрь
1

21

ноябрь
9.«Волшебн
ый
горшочек»

Тема
занятия

-Учить передавать изображение с
помощью пластики;
-Передавать через цветовые
отношения эмоциональное
состояние;
-Закрепить с цветовой символизмом;
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие вербального мышления

Пластилин,
стеки,
Салфетки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка
гуашь

1

Средства
решения

Материалы

Месяц

Колво

-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Развивать воображение,
творчество.
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Живописное
изображение

Акварель
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

ноябрь

2

-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
-Расширение границ
творческого восприятия мира;

Живописное
изображение

Гуашь.
Кукламарионетка

12.
«Оберег»

-Учить передавать изображение
с помощью пластики;
-Передавать через цветовые
отношения эмоциональное
состояние;
-Закреплять композиционнопространственное
отношение;
-Знакомство с цветовым
символизмом.

Пластилин.

Пластилин,
стеки,
Салфетки.

13.
«Дерево
желаний»

-Научить передавать в
Пластилин.
пластическом изображении
основные структурные
характеристики объекта;
-Освоение действий предметной
символизации;

10.«Удивите
льное
рядом»

11.
«Добро
побеждает
зло»

Цели

Скульптурное
изображение
предмета.

Задачи

декабрь

Пластилин,
стеки,
Салфетки
Авторская
сказка.
Кукла-

2

декабрь

2

январь

1

22

марионетка

-Учить средствам и
способам целеполагания через
дифференциацию
желаний.
14.
«Машина
будущего»

-Развитие эмпатии,
умения взаимодействовать друг
с дргом
-Знакомство с цветовым
символизмом.

Аппликация

Бумага, кисть
для клея,
ножницы.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

-Познакомить с понятием
«Любовь»
(любовь к родным, близким);
-Учить графически
передавать образ ;
-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

Живописное
изображение

Акварель,
гуашь.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;

Графическое
изображение
обьектов.

Уголь, сангина,
мелки.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

17.
«Волшеб
ный город»

-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
-Развитие символических
представлений;
-Расширение границ
творческого восприятия мира;

Живописное
изображение

18.«Цветок
своего
имени»

-Развивать вариативность и
оригинальность мышления
при создании образа.

Аппликация

-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.
15.
«Где живёт
любовь»

16.
«Страна
фантазий»

январь

1

январь

1

февраль

1

Гуашь.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

февраль

1

Бумага, кисть
для клея,
ножницы.

февраль

1

23

19.
«Золотая
рыбка»

Тема
занятия

20.«Амулетп
утешественн
ика»

-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
Цели
Задачи

-Знакомство с цветовым
символизмом;
-Развивать воображение,
творчество.
-Формировать навыки
саморегуляции и самоконтроля.

21.
«Чудесноепр -Развивать творчество,
евращение» вариативность,
оригинальность мышления;
-Расширение представлений об
эмоции «удивление»;

Живописное
изображение

Гуашь.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

февраль

1

Средства
решения

Материалы

Месяц

Колво

пластилиногра
фия

акварель

март

1

монотипия

акварель
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

март

1

Бумага, клей,
Салфетки.
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

март

1

22.
«Маска
страха»

-Актуализация чувства
«страха»;
-Способы избавления от страха;
-Развивать воображение

Апликация

23.
«Одинокий
верблюжоно
к»

-Знакомство с алгоритмом
преодоления жизненных
ситуаций;
-Развитие экологичных
взаимоотношений детей в
группе сверстников.

Живописное
изображение

Восковые мелки,
Авторская
март
сказка.
Кукламарионетка

-Развитие эмпатии,
умения взаимодействовать друг
с дргом
-Знакомство с цветовым
символизмом.

Смешанная
техник
(живопись,
апликацыия)

Разноцветная
гуашь, цветной
картон,
Авторская
сказка.
Кукла-

24.
«Конь
мечты»

1

апрель

2

24

25.
«Золотое
яйцо
Курочки
Рябы»

26.
«Подарок
другу»

-Развивать вариативность и
оригинальность мышления при
обсуждении сюжета.

марионетка

-Показать детям разные
Живописное
способы использования
изображение
знакомых предметов;
-Обсуждение символа
«Золотого яйца» как источника
и ресурса различных жизненных
возможностей.

Акварель,
гуашь.

3

май
-Знакомство с цветовым
символизмом.
-Учить детей вербально
анализировать свой сюжет;
-Развивать эмпатию, умение
взаимодействовать.

Скульптурное
изображение
предмета.

27.
«У страха
глаза
велики»

-Развивать творчество,
вариативность,
оригинальность мышления;
-Развитие символических
представлений;
-Расширение границ
творческого восприятия мира;

Скульптурное
изображение
Объекта.

28.«Обида
зайчика на
маму»

-Знакомство с чувством
Аппликация
«Обида»;
-Развивать вербальное
мышление при обсуждении
сюжета
- развитие эмпатии к родителям.
- Закрепление полученных
Живописное
знаний и умений детей;
изображение
- Развитие представлений детей
о себе и своем отличии от
других;
- Формирование у детей
адекватной самооценки;
- Продолжать учить детей
позитивным способом общения
со сверстниками.

29 «Я знаю,
я умею, я
могу»

апрель

Пластилин.
Цветные
звездочки
Авторская
сказка.
Кукламарионетка

1

Пластилин

май

1

Бумага, кисть
для клея,
ножницы.

май

1

Клубок ниток;
май
игрушка «цветик
– семицветик»,
бумага, цветные
карандаши.

1

Всего:

36

25

2.4. Планируемые результаты
Старшая группа (5 – 6 лет).
Дети должны знать:









Основные эмоции (радость, грусть злость, обида, удивление, вина);
Конструктивные формы общения;
Чем отличается добро и зло;
Как проявляется зло;
В чем проявляется добро;
Кто свой, кто чужой;
Правила и нормы поведения в группе;
Если впустишь в себя «зло», то избавиться от него можно только
через добрые дела.

Уметь:
 Дифференцировать эмоции;
 Выражать их через мимику, пантомимику и вербально;
 Определять главную линию сюжета и устанавливать причинноследственные связи происходящих событий;
 Сопереживать главному герою;
 Сопереживать окружающим и близким;
 Описать характер главного героя и способы преодоления трудностей;
 Сотрудничать в группе сверстников;
 Определять сказочные уроки, т.е. чему учит сказка главного героя;
 Использовать сказочные уроки в реальной жизни.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Дети должны знать:
 Основные эмоции (радость, грусть злость, обида, удивление, вина,
стыд);
 Конструктивные формы общения;
 Чем отличается добро и зло;
 Как проявляется зло;
 В чем проявляется добро;
 Кто свой, кто чужой;
 Правила и нормы поведения в группе;
26

 Если впустишь в себя «зло», то избавиться от него можно только
через добрые дела.
Уметь:
 Дифференцировать эмоции;
 Выражать их через мимику, пантомимику и вербально;
 Определять главную линию сюжета и устанавливать причинноследственные связи происходящих событий;
 Сопереживать главному герою;
 Сопереживать окружающим и близким;
 Описать характер главного героя и способы преодоления трудностей;
 Сотрудничать в группе сверстников;
 Определять сказочные уроки, т.е. чему учит сказка главного героя;
 Использовать сказочные уроки в реальной жизни;
 Создавать изображение по сюжету сказки.

III Организационно – педагогические условия
3.1. Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Путешествие по сказкам».
№п/п

1.
2.

Дополнительная
общеразвивающая
программа «Путешествие
по сказкам»
Старшая группа
5-6 лет
Подготовительная к
школе группа
6-7 лет

Количество занятий
неделя

месяц

год

1

8

36

1

8

36

27

3.2. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
«Путешествие по сказкам».
Содержание

Старшая гр.
5-6 лет
1
15 сентября

Подготов.гр.
6-7 лет
1
15 сентября

Количество возрастных групп
Сроки
начала
образовательной
деятельности
Сроки окончания образовательной
15 июня
15 июня
деятельности
Продолжительность учебного года
36 недель
36 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
5 дней
Продолжительность
занятия
по
25 минут
30 минут
дополнительной общеобразовательной
программе
(вторая половина дня)
Количество занятий в неделю по
1
1
дополнительной общеобразовательной
программе
Сроки проведения мониторинга
Согласно тематическому планированию
Праздничные дни
4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта,
1, 9 мая, 12 июня

28

3.3. Оценочные и методические материалы
Индивидуальный регистрационный лист динамики
развития ребенка
по программе «Путешествие по сказкам»
Год проведения диагностики_____________
Имя ребенка__________________________
Возраст ребенка______________________
Оценка: «Не проявляет» 0 баллов, «Частично проявляет» 1 балл,
«Уверенно пользуется» 2 балла
№
п/п

1.

Особенности социально-личностного
развития

Результаты диагностик
Первичная

Примечание

Констатиру
ющая

Развитие психических процессов:
-сформирована конструктивная модель
коммуникативных навыков
взаимоотношений с окружающим миром
и со сверстниками
-уверенность в собственных силах
-обладает развитым воображением
-обладает развитым вербальнологическим мышлением
-формирование «Я-концепции»:
-владение навыками саморегуляции
-позитивное представление о себе
-адекватное оценивание своих
способностей

2.

Развитие эмоционально-волевой
сферы
-владеет знаниями эмоциональной
окраски слова, его значения в процессе
общения, а также того, как влияют
отрицательные эмоции на состояние
29

самого человека и других людей
- формирование положительных черт
характера
-обогащение способами преодоления
негативных черт характера
-знание и умение дифференцировать
основные эмоции
-способность выражать эмоции через
мимику, пантомимику
-способность проявлять сопереживание к
окружающему миру
3.

Индивидуальные особенности:
-развитие творческих способностей
-развитие мелкой моторики
-увеличение объема словарного запаса
-развитие морально
ценностей

-

нравственных

-знание правил и норм поведения в
социуме
- индивидуальный подход к творческой
реализации
-знание сильных
личности

и

слабых

сторон

30

Список литературы
1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб: Речь, 2005.
2. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности
дошкольника. – СПб: Детство-пресс, 2003.
3. Дилео Д. Детский рисунок. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзиллов Д.Б. Психодиагностика через
рисунок в сказкотерапии. – СПб: Речь, 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб: Речь,
2006.
6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб: Лань, 1999.
7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий. – СПб: Речь, 2003.
8. Серов Н.В. Лечение цветом. Архетип и фигура. – СПб: Речь, 2005.
9. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Локид, Миф. – 1999.
10. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. – СПб: Речь, 2006.
Методическое обеспечение программы
1. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна
внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. –
М.: Речь, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:
«Речь», 2013.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. –
СПб. «Речь», 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: «Речь»,
2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.:
«Речь», 2006.
6. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя, О.Н.
Капшук – Ростов н-Д: Феникс, 2009.- 221с.
7. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и
коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для
практических работников детских садов.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2008.-272 с.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика/ под ред. М.И.Буянова. – 2-е изд.М.; Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-160с.
9. «Страна внутри нас», CD-диск.
10. Международный
Институт
Комплексной
Сказкотерапии
(http://www.cka3ka-miks.com)
11. Российский Институт Комплексной Сказкотерапии (http://www.cka3kaiks.com).
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».