Дополнительная общеобразовательная программа Театральная палитра 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 536
620137, г.Екатеринбург, ул.Менделеева, 14А, тел./факс (343) 341-77-55

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
Возраст обучающихся: 3 - 7 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
Непрокина О.Д.
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2020

Содержание программы:
I

Целевой раздел

1.1.
1.1.1.

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Театральная палитра»

3
3

1.1.2.

Основные принципы и подходы к формированию
дополнительной общеразвивающей программы «Театральная
палитра»

5

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Театральная палитра»
характеристики
Планируемые результаты
Содержательный раздел

6

2.1.

Описание
образовательной
деятельности
с
описанием
вариативных форм, способов и методов, средств реализации
дополнительной общеразвивающей программы, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов.

14

2.2.
2.2.1.
2.2.2
2.2.3.
2.2.4.

Рабочие программы
Рабочая программа по блоку «Мир театра»
Рабочая программа по блоку «Основы кукольного театра»
Рабочая программа по блоку «Основы актерского мастерства»
Рабочая программа по блоку «Культура и техника речи. Мои
эмоции»
Рабочая программа по блоку «Основы драмматизации»
Рабочая программа по блоку «Отчетный спектакль»
Организационный раздел
Материально-техническое и методическое обеспечение
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные и методические материалы

15
15
18
20
22

1.2.
II

2.2.5.
2.2.6.
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

9

24
26
27
29
31
32

2

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

Пояснительная записка

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении -детский сад № 536
(далее - МБДОУ) реализуется дополнительная общеобразовательная программадополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3-7
лет) социальной направленности «Театральная палитра» (далее - дополнительная
общеразвивающая программа «Театральная палитра»). Срок ее реализации 4 года.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с
действующим законодательством и иными нормативными правовыми документами,
локальным актами МБДОУ, регулирующими деятельность учреждения дошкольного
образования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28.
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детского сада № 536.
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Театральная палитра».
Каждый ребёнок может проявить свои способности, приобрести знания и опыт в
интересующем его направлении. Для этого изучаются потребности и интересы детей,
социальные заказы их родителей. Одним из социальных заказов родителей (согласно
анкетирования) стал заказ на дополнительную услугу: театральная студия
«Театральная палитра».
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в
которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует
его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и
фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной
3

деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во
всем его многообразии – через образы, краски, звуки, движения, музыку, а умело
поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. В процессе работы активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи, её интонационный и грамматический строй, улучшается
диалогическая речь. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё
отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей
общения, неуверенность в себе.
Цель:
средствами театрализованной деятельности повысить осознание ребенком
своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить
всестороннее гармоническое развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Задачи:
 Последовательное знакомство детей с видами театра;
 Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
 Совершенствование артистических навыков детей;
 Раскрепощение ребенка;
 Работа над речью, интонациями;
 Приобретение навыков работы с коллективом, взаимодействия друг с другом;
 Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее,
горячо сочувствовать, сопереживать.
Критерии:
 Развитие артистических способностей.
 Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа,
используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, а так
же импровизацию на детских музыкальных инструментах.
 Получение
знаний
об
окружающей
действительности.
Углубление
представления о предметах, театральных куклах, декорациях.
 Увеличение словарного запаса.
Совершенствование
диалогической и
монологической формы речи. Воспитание культуры речевого общения.
 Закрепление навыков импровизации диалогов действующих лиц в хорошо
знакомых сказках, побуждение детей сочинять новые. Развитие творческой
самостоятельности в создании образа персонажа, используя движение, позу,
мимику, жесты, речевую интонацию.
 Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия детей.
 Воспитание гуманных чувств.
 Развитие навыков песенного творчества.
 Развитие творческой самостоятельности детей, умение передавать настроение,
характер музыки пластикой своего тела, движениями театральных кукол,
создавая яркий образ героя.
 Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои
характерные особенности и предпочтения;
 Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
4

 Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; Объяснить,
что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
 Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к
истории его семьи;
 Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их
настроение;
 Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его
нежелательные черты характера и поведения;
 Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
1.1.2. Основные принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы «Театральная палитра»
- принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных
физических и психических
особенностей ребенка, его самодеятельность
(направленность на развитие творческой активности);
- принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета
культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и
практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания
образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и
возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
- принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего
в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая.
Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то,
чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым
наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов,
которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто
может сам что-то создать.
- целостность в решении педагогических задач (обогащение детей
музыкальными
впечатлениями,
претворение
полученных
впечатлений
в
самостоятельной игровой деятельности, приобщение к народной культуре);
- принцип последовательности («от простого к сложному»);
- принцип стимулирования и импровизации.
Основные подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы «Театральная палитра»
- Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к
структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему.
5

- Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования.
- Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития
личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена:
- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья;
- возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Условия МБДОУ направлены на создание социальной ситуации развития детей
и предусматривают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
6

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том
числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым
и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно
с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.
Взаимодействие родителей и педагогов МБДОУ в воспитании дошкольников
рассматривается нами как взаимная деятельность ответственных взрослых,
направленных на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и
смыслов. Партнерское взаимодействие всех участников образовательного процесса
позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
От 3 до 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это
время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками,
с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные
вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я»
стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко
осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться
противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может
справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень
значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По
7

отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться нагляднообразное мышление. В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок
способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его
кругозор. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям
и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми.
От 4 до 5лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная
роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст
«почемучек»),
а
также
креативности.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественн
о-изобразительномузыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете,
композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении
искусства
действия,
поступки,
события,
соотносит
увиденное
со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У
ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством
, с взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются
такие
его
особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно при
думать небольшую сказку на заданную тему.
От 5 до 6 лет
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя
общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в
социальном
поведении
и
взаимоотношениях
людей.
Музыкально-художественная
деятельность. В старшем
дошкольном
возрасте
происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются
начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между
художественным
образом
и
средствами
выразительности,
используемыми
композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются
музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
От 6 до 7 лет

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный
субъект деятельности и поведения.
Музыкально-художественная
деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла
8

работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми
эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический
опыт
позволяет
дошкольникам
понимать
художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование
средств
выразительности,
эстетически
оценивать
результат
музыкальнохудожественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к
посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для
успешного перехода на следующую ступень образования.
1.2.

Планируемые результаты

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры
и
искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (…).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности,
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать
конфликты;
ребенок
обладает
развитым
воображением,
ребенок
достаточно
хорошо
владеет
устной
речью,
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать их и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

9

интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

самостоятельно

Проанализировав целевые ориентиры ФГОС ДО приходим к выводу, что
театрализованная деятельность всецело соответствует развитию и становлению
основных возрастных достижений как детей раннего возраста, так и старших
дошкольников.
Планируемые результаты освоения программы
Эмоцио
нальный
компонент
(эмоц.
отзыв
чивость,
интерес,
желание)

Поведенчес
кий
компонене
нт
Актерские
умения
(мимика,
жесты,
движения,
речь)

К четырем годам
Слушает и следит
за
театрализованным
действием
до
конца,
эмоционально
откликается.
Различает
ярко
выраженные
эмоциональные
состояния
персонажей
(радость, слезы и
т.д.), связывает их
с определенными
действиями
и
словами
взрослого.
Испытывает
желание
выступать перед
родителями,
другими детьми.

Разыгрывает с
помощью взрослого
знакомые сказки,
народные песни,
потешки,
использует
простейшие
образные
движения,
характерные для
животных.
Мимикой, позой,
жестом передает
основные эмоции,
сопровождает

К пяти годам
Видит проявления
эмоционального
состояния
в
выражении лица,
жестах, интонации.
Адекватно
эмоционально
реагирует
на
эмоциональное
состояние
персонажа
(выражает
свои
сопереживания и
сочувствия героям
произведения
мимикой, словом).
Проявляет интерес
и
желание
участвовать
в
представлении,
выступать
перед
родителями,
воспитателями,
детьми, стремится
доставить
им
удовольствие
своим
выступлением.
Создает образ,
разыгрывая
несложные
представления,
используя средства
выразительности:
мимику, жест,
интонацию.
Выразительно
передает игровые
образы:
особенности
движения, голоса,
эмоционального
состояния. В

К шести годам
Проявляет
устойчивый интерес
к театрально –
игровой
деятельности.
Внимательно
смотрит и слушает
выступление
взрослых, других
детей, эмоционально
откликается на них;
правильно
оценивает действия
персонажей.
Проявляет интерес
к эмоциям и
чувствам
персонажей.
Вслушивается в
особенности
поэтических или
литературных
текстов.
Сформирована
потребность
обращаться к театру,
как источнику
эмоционального
сопереживания и
радости.
Стремится к
выразительной
передаче игрового
образа. Вживается в
образ, постоянно
совершенствуя его,
находя новые,
наиболее
выразительные
средства для
воплощения. Связно
и выразительно
пересказывает текст
сказки, рассказа.
Передает

К семи годам
Проявляет устойчивый
интерес к театрально –
игровой деятельности.
Внимательно смотрит и
слушает выступление
взрослых и других детей;
замечает используемые
средства
выразительности
литературных
произведений, образов
Сформировано желание
делиться своими
впечатлениями,
полученными от
восприятия театрального
искусства, потребность
творческого соучастия.

При создании образа
пользуется
разнообразными
жестами, интонациями,
выражающими
основные чувства.
Использует правильную
дикцию, артикуляцию,
речевое дыхание,
звукопроизношение.
Сформированы умения
пластической и
музыкальной
выразительности.
Умеет двигаться по
10

действия речью.
Участвует в играх –
имитациях.
.

режиссѐрских
театрализованных
играх говорит
разными голосами за
разные игрушки
.

Поведенчес
кий
компонент:
Основы
кукловож
дения

Создает образы с
помощью кукол
настольного
театра, театра на
гапите (театра
ложек, кукол «на
потычке», игрушек
– вертушек),
театра на руке
(пальчикового,
варежкового,
игрушек –
топотушек,
картинок на руке),
театра куколпопрыгунчиков и
кукол на пружинах.
Знают приемы
кукловождения
Умеют
управлять
картинками на
фланелеграфе
( стендовый театр).

Поведенчес
кий
компонент:
Коллектив
ные
действия,
взаимо
действия)

Выполняет роль в
совместной игре со
сверстниками .
Элементарно
договаривается о
совместных
театрализованной
игре( действиях,
ролях).

Умеет
уверенно
управлять
верховыми
куклами
театра
ложек,
театра
кукол
«на
потычке»
гапитными
кукламипетрушками,
куклами
–
Петрушками «Би –
ба – бо». Следует
правилам
манипуляциями с
куклами театра
на
руке
(перчаточного,
пальчикового,
игрушек
–
говорушек,
игрушек
–
топотушек),
куклами театра с
«живой рукой».
Выполняет игровые
действия в
совместной
театрализованной
игре.
Вступает
в
ролевой диалог по
ходу
театрализованного

выразительно
различные
эмоциональные
состояния.
Имеет
навыки управления
своим голосом,
дикцией, дыханием,
артикуляцией.
Пользуется при
инсценировке
прямой и косвенной
речью.
Активно участвует в
режиссерских играх.
Говорит и действует
от имени разных
персонажей,
сочетает движения
игрушек с речью.
Говорит в
соответствии с
образом
Имеют навыки
кукловождения
кукол настольного,
верхового театра
(«Би – ба – бо»,
гапитного), театра на
руке, театра куколпопрыгунчиков и
театра порхающих
кукол, кукол на
пружинках, кукол с
«живой рукой».
Знакомы с приемами
кукловождения
марионеток
( напольный театр),
куклами,
требующего парного
управления ( по типу
«французская
кукла»)

Совместно с другими
детьми придумывает
сюжеты, ролевые
диалоги, игровые
действия, элементы
обстановки для
театрализованных
игр. Участвует в
создании образов

сценической площадке,
не сталкиваясь с
другими детьми.
Действует на
сценической площадке
естественно.
Используют
выразительные
средства, характерные
для произведения в
собственной театрально
– игровой деятельности.

Имеют навыки
кукловождения
театральных кукол
разных систем и видов
театра: настольного,
верхового, театра на
руке, стендового,
напольного, театра
«живой куклы».
Знакомы с техникой
кукловождения
тростевых кукол.
Умеют управлять
куклами системы «Люди
– куклы», большими
ростовыми куклами,
куклами, требующего
парного управления ( по
типу «французская
кукла»)

Сформированы навыки
коллективного
сочинения сказок,
сюжетов, образов
театрализованных игр,
распределения
обязанностей, ролей.
На сцене правильно
ведет диалог с
11

Внимательно
слушает своего
партнера,
участвует в
несложном
ролевом диалоге,
вовремя подает
реплики.
Доброжелательно
относится к другим
участникам
театрализованной
игры.

Поведенчес
кий
компонент:
Театральн
ое
творчество

Использует
импровизационные
формы диалогов
действующих лиц
в хорошо
знакомых сказках.
Импровизирует в
создании образа в
играх – имитациях.
Проявляет
творчество в
соответствии с
характером
музыки. По
собственной
инициативе
импровизирует с
персонажами
кукольного театра.
Играет на темы
литературных
произведений;
самостоятельно
дополняет игровую
обстановку
недостающими
предметами,
подбирает
костюмы.

Когнитивн
ый
компонент
(представл
ение о
театре)

Знает и называет
некоторые
предметы
театрально –
игрового
оборудования

действия,
словесно
обозначает свою
роль
и
роль
других
детей.
Элементарно
договаривается о
ролях, совместных
действиях.
Умеет
доброжелательно
общаться
с
партнерами
по
театрализованной
игре
Импровизирует на
темы знакомых
сказок. С помощью
воспитателя
придумывает новые
сюжеты.
Придумывает
движения, диалоги
для персонажей.
Включается
самостоятельно в
театрально –
музыкальные
импровизации.
Самостоятельно
создает среду для
театрализованных
игр: подбирает
декорации, кукол,
костюмы,
оборудование.
В режиссерских
играх разыгрывает
придуманные
сюжеты с
игрушками

персонажей.
Правильно
размещается на сцене
относительно
партнеров, не
загораживает их.

партнером, добиваясь
согласованности
действий. Постоянно
ощущает своего
партнера, согласовывает
с ним действия,
подыгрывает ему.
Изменяет ход действия в
зависимости от
поведения партнера,
рассказчика
(подыгрывает).

Творчески активен в
театрализованной
деятельности:
самостоятельно
придумывает новые
сюжетные линии,
вводит новых
персонажей,
действия, диалоги. В
создании театрально
– игровой обстановки
самостоятельно
определяет
необходимый
реквизит,
оборудование,
пользуется
предметами –
заместителями.
Использует для
разыгрывания куклы,
элементы костюмов,
декорации, атрибуты,
изготовленные
самостоятельно.
Инсценирует
содержание песен,
хороводов;
использует
музыкальные
импровизации в
самостоятельной
театрально – игровой
деятельности.

Всесторонне проявляет
творческие способности
в театрализованной
деятельности.
Самостоятельно
организует
театрализованные игры.
Проявляет
самостоятельность в
выборе варианта
постановки сказки: тип
театра – сольное или
коллективное
исполнение, с
музыкальным
сопровождением или без
него. Умеет объединить
в одной игре несколько
видов театров и
театральных кукол
разных систем.
Умеет
изготовить простые
декорации, костюмы,
атрибуты.
Самостоятельно
выбирает средства
передачи образов ,
диалогов, действий
героев, интонацию,
элементы костюмов,
декорации, атрибуты,
музыку.

Сформированы
представления:
- о театре как об
одном из видов
искусства,
назначении
-о театральных

Сформированы
представления :
-о театре , как о мире
искусства;
-об основных видах
театра: музыкальном
-оперном, балетном,

Сформирована
потребность в
знакомстве с
театральным искусством.
Владеют широким
диапазоном сведений о
театре:
12

(ширма, занавес,
кукла ); использует
театральные
термины (театр,
артист, зритель,
кукольный театр).

профессиях
артиста, художника,
гримера,
режиссера, билетера;
- об основных видах
театра:
кукольный,
драматический;
-об основных
средствах
выразительности
образа
персонажа:
интонация, жест,
мимика.
-об основных
правилах поведения
в театре.
-о материалах, из
которых изготовлены
игрушки,
декорации, атрибуты
к театральным
спектаклям;
- о куклах,
участвующих в
театрально – игровой
деятельности.

драматическом,
кукольном, детском,
цирке;
--о театральных
профессиях: артиста,
художника
композитора
драматурга, гримера,
режиссера билетера;
-об основных
сценических
средствах
художественной
выразительности:
интонация, мимика,
жест,
декорационные
средства.
-об устройстве
театра: сцена, зал,
кулисы, гримерная,
костюмерная.
- правилах
поведения в театре;
-о различных видах
кукольного театра:
марионетки,
петрушки, большие
напольные куклы.
Умеют различать и
называть
театральные куклы
самодеятельного
кукольного театра.

- об особенностях
различных театров: театр
оперы, балета,
драматический театр,
народный балаганный
театр, кукольный
детский театр, театр
оперетты, театр эстрады ,
цирк и др.
–о
жанрах театрального
искусства : пантомима,
ритмопластические
спектакли, музыкально –
драматические,
водевили, мюзиклы;
- о мастерстве актера:
актерское воображение,
выразительность,
взаимодействие с
партнерами, поведение
на сцене;
- о профессиях:
осветителя,
звукорежиссера,
хореографа,
постановщика танцев;
– о наиболее известных
театрах Екатеринбурга.
Знают и используют
театральные термины :
кулисы, реквизит, жест,
мимика, интонация,
задник, импровизация,
прожекторы, актерский
тренинг, сценарий.
Сформирован навык
поведения во время
просмотра спектаклей.

13

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности с описанием вариативных
форм,
способов
и
методов,
средств
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов.
Учебно-педагогический процесс строится на основании требований программы
художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра» О.В.Гончаровой
согласно возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Программа
создана по замыслу педагога, с учётом своего потенциала, видения проблем, путей
их решения и способности строить собственную рефлексивную практику,
анализировать личный опыт. Педагог самостоятельно формирует образовательный
маршрут
ребенка в соответствии с личностными, возрастными, психологофизиологическими особенностями. Программа имеет региональный компонент, её
отличает вариативность, гибкость, возможность свободно варьировать длительность
и порядок освоения, возможность предоставить различные формы обучения.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Для этого в основном используется:
__ развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие
навыков общения);
__ упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера, на
мышечную релаксацию);
__ этюды;
__ рассматривание рисунков и фотографий;
__ рассказы педагога и рассказы детей;
__ сочинение историй;
__ беседы;
__ моделирование и анализ заданных ситуаций;
__ слушание музыки;
__ мини-конкурсы, игры-соревнования.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод работы «от простого к сложному»;
- игру.
Раз в год проводятся открытые занятия для родителей. Для открытых занятий
подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление
умений навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и
14

оптимизацию самооценки ребенка. В конце каждого годового курса проводятся
Отчетный спектакль.
В соответствии с тематическим планом занятия «Театральной палитры»
проводятся 2 раза в неделю (72 часа в год). Продолжительность занятий: в младшей
группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей - 25 минут и в подготовительной
группе - 30 минут.
По содержанию программа представлена тематическими блоками, каждый из
которых состоит из психофизиологического обоснования, учебно-тематического
плана, содержания образования, планируемого результата.
Блоки

1. Мир театра
2.Основы
кукловождения.
3.Основы
актёрского
мастерства.
4.Культура
и
техника речи. Мои
эмоции.
5.
Основы
драматизации
6.Я знаю, я умею,
я могу
Итого

Количество занятий/ время проведения в минутах
1 модуль - 2 модуль - 3 модуль - 4
модуль
младшая
средняя
старшая
подготовительная
группа
группа
группа
группа (6-7 лет)
(3-4г.)
(4-5 лет)
(5-6 лет)
9
9
9
9
12
12
12
12
15

15

15

15

17

17

17

17

17

17

17

17

2

2

2

2

72

72

72

72

2.2. Рабочие программы
2.2.1. Рабочая программа по блоку «Мир театра»
Блок «Мир театра» направлен на формирование представлений детей о театре,
знакомство с его устройством, приобщение к театральной культуре, формирование
культуры зрителя.
Основными формами работы являются: беседы о театре, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах театра; посещение театральных спектаклей; участие
в утренниках ДОУ.

15

Цель: формировать представление детей о театре, знакомить с его устройством;
познакомить с правилами поведения в театре; приобщать к театральной культуре.
Задачи:
- развитие внимания, памяти, воображения;
- развитие коммуникативных способностей, желание участвовать в театрализованных
представлениях, умение слушать, запоминать, повторять за педагогом;
- прививать элементарные этические нормы поведения в театре.
1 модуль: 1 год обучения (младшая группа) (9 часов)
Теория 3 часа
1. Знакомство с детьми, игра «Ау, мишка!»
Беседа «Где вы были, что вы видели?», (в театре, что понравилось, что запомнили…)
2.Кто работает в театре- 0.5 часа
Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются в
театре, важность работы.
3.Как устроен театр (зрительный зал, раздевалка, буфет, сцена) - 0.5 часа
Беседа из опыта детей, просмотр презентации «Мир театра».
4.Правила поведения в театре- 0.5 часа
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5.Афиша, что это? – 0.5 часа
Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей афиши.
Практика 6 часов
1.Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов- 1 час
2.Рисование знаков по правилам поведения в театре- 1 час
3. Посещения театра совместно с родителями – 2 часа
4.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» - 1 час
5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического – 1 час
2 модуль: 2 год обучения (средняя группа) (9 часов)
Теория 3 часа
1.История театра- 1 час.
Беседа с показом слайдов- с чего все начиналось, бродячие артисты, кукла- петрушка,
театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются.
2.Кто работает в театре- 0.5 часа
Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются в
театре, важность работы.
3.Как устроен театр (зрительный зал, раздевалка, буфет, сцена) - 0.5 часа
Беседа из опыта детей, просмотр презентации «Мир театра».
4.Правила поведения в театре- 0.5 часа
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5.Афиша, что это? – 0.5 часа
16

Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей афиши.
Практика 6 часов
1.Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов- 1 час
2.Рисование знаков по правилам поведения в театре- 1 час
3. Посещения театра совместно с родителями – 2 часа
4.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» - 1 час
5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического - 1 час
3 модуль: 3 год обучения (старшая группа) (9 часов)
Теория 3 часа
1.История театра- 0,5 час
Беседа с показом слайдов - вспомнить с чего все начиналось, бродячие артисты, куклапетрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются.
Какие бывают театры? Где находятся.
2.Кто работает в театре - 1 час
Беседа с показом иллюстраций, рассматривание фотографий людей разных профессий,
чем занимаются в театре, важность театральных профессий (звукорежиссер, гример,
парикмахер).
3.Как устроен театр – 0,5 час
Беседа из опыта детей, просмотр фрагмента презентации «Мир театра».
4.Правила поведения в театре - 0,5 час
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5.Афиша, что это? – 0,5 час
Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей афиши.
Содержание афиши.
6. Пригласительные билеты. Для чего нужны пригласительные билеты, содержание
пригласительных билетов, кого можем пригласить на спектакли – 0,5 час
Практика 6 часов
1.Экскурсия в театр на представление с родителями «Путешествие по театру».
Рассмотреть сцену: занавес, кулисы; зрительный зал (сентябрь) - 1 час
2.Разучивание стихов о театре, разгадывание и придумывание загадок, разгадывание
кроссвордов - 1 час
3.Рисование знаков по правилам поведения в театре- 0.5 часа
4.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений», - 1 часа
5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического- 1 часа
6.Изготовление афиш – 1 час
7.Изготовление пригласительных билетов к спектаклю – 0,5 час
4 модуль: 4 год обучения (подготовительная группа) (9 часов)
Теория 3 часа
1.История театра – 0,5 часа
17

Беседа с показом слайдов - вспомнить с чего все начиналось, бродячие артисты, куклапетрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются.
Какие бывают театры? Где находятся. Известные артисты.
2.Кто работает в театре - 1 час.
Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, кто и чем занимаются в
театре, важность театральной профессии («по ладошке»)
3.Как устроен театр – 0,5 часа
Беседа из опыта детей, просмотр фрагмента презентации «Мир театра». Зрительный зал
состоит из: сцены - авансцена, боковые кулисы, задник, оркестровая яма, место для
суфлера; места в зрительном зале - партер, бельэтаж, балкон, ложа..
4.Правила поведения в театре – 0,5 часа
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5. Беседа «Афиша, что это?» Беседа: Билет: где можно взять, для чего нужен.
Пригласительный билет – 0,5 часа. Для чего нужна афиша, содержание афиши.
Рассматривание настоящей афиши.
Практика 6 часов
1.Экскурсия «Путешествие по театру» (рассмотреть и найти: фойе, раздевалку, буфет,
фойе - место для отдыха; зрительный зал: партер, бельэтаж, балкон, ложа; сцена: задник,
боковые кулисы, оркестровая яма). (сентябрь)- 2 часа
2.Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов- 1 час
3.Придумывание и рисование знаков по правилам поведения в театре- 0.5 час
4. Изготовление афиш – 1 час
5. Изготовление пригласительных билетов к спектаклю – 0,5 час
6.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического - 1 час

2.2.2. Рабочая программа по блоку «Основы кукольного театра»
Блок «Основы кукольного театра» направлен на знакомство воспитанников с
разными видами театральных кукол и обучение приёмам управления ими.
Цель: познакомить с разными видами театральных кукол и приемами их управления.
Задачи:
- обучить детей приемам кукловождения в кукольных театрах различных видов;
- учить сочетать движения и речь;
- развивать интонационную выразительность речи, исполнительские умения,
творчество, моторику рук;
- воспитывать у детей желание участвовать в театрализованной игре;
- поощрять творческую инициативу, умение импровизировать;
- воспитывать партнёрские отношения в игре.

18

1 модуль: 1 год обучения (младшая группа) (12 часов)
Теория 2 час:
1.Познакомить детей с театральной ширмой, настольным театром деревянной игрушки,
с приемами вождения кукол- 0.5 часа
2.Познакомить с пальчиковым театром, обучить приемам вождения пальчиковых кукол0.5 часа
3.Познакомить детей с штоковым театром, обучить приемам вождения штоковых кукол
– 0.5 часа
4. Познакомить детей с игрушками прыгунками, обучить приемам вождения игрушек –
прыгунков-0.5 часа
Практика 10 часов:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Мама гуляет», «Две мышки», «Дед
и репка», «Ай-яй-яй», «Иди сюда, секрет скажу», «Пляска зверей» - 3 часа
2.Кукольный спектакль «Репка» (взрослые показывают детям) – 0.5 час
3.Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке»- 0.5час
4.Театральная игра «Репка» с куклами пальчикового театра, «Пальчиковые игры»,
«Массаж пальцев» – 1 час
5. Спектакль «Утенок и цыпленок» по сказке Сутеева с использованием штокового
театра – 2 час
6. Театральная игра «Концерт» с использованием настольного театра – 1 час
7. Театральная игра «Мишка сел на бревнышко» - 2 часа
2 модуль: 2 год обучения (средняя группа) (12 часов)
Теория 2 час:
1.Познакомить детей с настольным театром конусной игрушки, с приемами вождения
кукол- 0.5 часа
2.Познакомить с игрушками-топотушками, продолжать обучать приемам вождения
пальчиковых и штоковых кукол, игрушками – прыгунками - 1.5 часа
Практика 10 часов:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Мама гуляет», «Гусенички»,
«Мотыльки и цветочки», «Встреча лисы с зайцем», «Хозяйка и кот», «Пляска зверей» - 4
часа
2.Спектакль с использованием штоковых кукол «Кто сказал мяу» Сутеева – 1 час
3.Театральная игра с игрушками – топотушками: «Заинька», «Два веселых гуся»,
«Андрей-воробей»- 2 час
4.Театральная игра «Теремок» с куклами пальчикового театра, «Пальчиковые игры»,
«Массаж пальцев» – 2 час
5. Театральная игра «На лесной опушке» с игрушками прыгунками, 1 час
3 модуль: 3 год обучения (старшая группа) (12 часов)
19

Теория 2 час:
1.Беседа: «Какие театральные куклы вы знаете? Что общего и чем различаются?».
Познакомить детей с театральной куклами «би- ба-бо», с приемами вождения кукол - 0,5
часа.
2. Продолжать обучать приемам вождения пальчиковых и штоковых кукол, игрушками –
прыгунками - 1 час
3.Познакомить перчаточным театром, обучить приемам вождения кукол - 0.5 часа.
Практика 10 часов:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Мыши и кот», «Кот и петушок»,
«Хоровод», «Карнавал зверей», «Лиса Алиса и кот Базилио», «Встреча зверей», «У
медведя во бору», «Я рыжая лисица», «Бегал заяц по болоту», «Большие ноги» - 1 час.
2.Просмотр сказки «Красная шапочка» (кукольный спектакль - взрослые показывают
детям) – 0,5 час
3.Спектакль «На лесной опушке» с куклами - прыгунками - 1 час.
4.Спектакль «Как собака себе друга искала» с куклами Би-ба-бо – 2 час.
5. Спектакль «Неизвестная планета» с перчаточными куклами – 1 час.
6. Спектакль с использованием всех видов кукол «Глупый котенок» - 1.5 час.
7.Игры: «Найди свое место», «Пальчиковые игры», «Веселые гонзики», «Массаж
пальцев», игры на внимание «Одень куклу», «Нагрузи машинку» – 1 час
8.Сочинение сказок с театральными куклами: «Вот однажды …», «День рожденья»,
«Подарок», «Встреча друзей» - 2 час
4 модуль: 4 год обучения (подготовительная группа) (12 часов)
Теория 2 час:
1.Познакомить детей с театральными куклами - марионетками, куклы «би-ба-бо», с
приемами вождения кукол- 0.5 час
2.Познакомить с ростовыми театральными куклами, обучить приемам вождения кукол 0,5 часа.
3. Познакомить детей с куклами-говорунками, обучить приемам вождения кукол- 0.5
часа
4. Познакомить детей с теневым театром, обучить приемам вождения кукол- 0.5 часа
Практика 10 часов:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Веселая зарядка», «Лисичка
умывается», «Лиса по лесу ходила», «Лизавета здравствуй», «Пошел котик во лесок»,
«Неожиданная встреча бабушки и внучки», «Прогулка в лес», «Встреча детей»,
«Веселый перепляс» - 3 часа
2.Спектакль «Цирковая программа» с использованием кукол-марионеток – 2 часа.
3.Спектакль «Колобок» с использованием ростовых кукол – 1 час.
4.Игры «Пальчиковые игры», «Массаж пальцев», «Радуга настроений», «Заколдованный
круг» – 1 час.
5. Спектакль с использованием кукол -говорунков «Теремок на новый лад» - 1 час.
20

6. Спектакль с использованием теневого театра «Заюшкина избушка» - 2 час.

2.2.3. Рабочая программа по блоку «Основы актерского мастерства»
Блок: «Основы актерского мастерства» направлен на развитие у детей
навыков совместной деятельности и конструктивных форм общения. Развитие
актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в
предлагаемых
обстоятельствах, перевоплощения; формирование способности
понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое
настроение.
Цель: формирование актерских умений и навыков.
Задачи:
- развитие актерских умений, сценического внимания и действия в предполагаемых
обстоятельствах, перевоплощения;
- развитие воображения;
- развивать умение договариваться;
- развивать способность проявлять сопереживание к окружающему миру, сочувствие,
сострадание, умение уважать мнение и интересы другого.
1 модуль: 1 год обучения (младшая группа) (15 часов)
Теория 2 час:
1.Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» - 0.5 часа
2.Беседа, рассматривание фотографий, просмотр фрагментов сказок художественных и
мультипликационных фильмов – 1.5 часа
Практика 13 часов
1.Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Флажок»,
«Что изменилось»- 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений:
«Это я! Это мое», «Отдай», «Сосульки и снеговички», «Шалтай - Болтай», «Петрушка
прыгает», «Хор котят», «Облака» - 5 час
3.Постановка мини-сценок: «Кто это?», «Колобок», «Два веселых гуся», «Три медведя» 5 час
4. «Расскажи стихи руками», «Покажи сказку без слов»- 2 час
2 модуль: 2 год обучения (средняя группа) (15 часов)
Теория 2 час:
1.Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» - 0.5 часа
2.Беседа, рассматривание фотографий, просмотр фрагментов сказок художественных и
мультипликационных фильмов – 1.5 часа
Практика 13 часов
21

1.Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Флажок»,
«Что изменилось»- 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений:
«Это я! Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает» - 5 час
3.Постановка мини-сценок: «Кто это?», «Убежало молоко», «Стоит в поле теремок»,
«Под грибом»» - 5 часов
4. «Расскажи стихи руками», «Покажи сказку без слов» - 2 час
3 модуль: 3 год обучения (старшая группа) (15 часов)
Теория 2 часа:
1.Беседа о профессии артиста «Артист. Кто он? Какой он?», «Чем отличается хороший
артист от плохого» - 0.5 час
2.Беседа: «Каких известных артистов я знаю», рассматривание фотографий, просмотр
фрагмента сказки «Варвара краса, длинная коса» - художественный фильм – 1,5 час
Практика 13 часов:
1.Упражнения на развитие внимание детей: «Будь внимателен», «Запомни свое место»,
«Флажок», «Что изменилось», «Не будем скучать»- 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений и жестов: Вот он какой»,
«Игра с камешками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка», «Ох, ох, что за гром?»,
«Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки», «Эй Ванюша посмотри»- 5 час.
3. Постановка мини-сценок: «Как старик корову продавал», «Музыканты», «Где был
Иванушка», «Ай, качи, качи, качи»- 5 час.
4. «Расскажи стихи руками», «Покажи сказку без слов» - 2 час
4 модуль: 4 год обучения (подготовительная группа) (15 часов)
Теория 2 часа:
1.Беседа «Артист. Кто он? Какой он?», трудно или легко быть артистом- 0.5 час
2.Беседа: «Каких известных артистов я знаю», рассматривание фотографий, просмотр
фрагмента сказки «Королевство кривых зеркал» - художественный фильм, кто
понравился и почему – 1.5 часа.
Практика 13 часов:
1.Упражнения на развитие внимания: «Обезьянки», «В музее восковых фигур»,
«Строители», «Художник», «Запомни позу» - 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных жестов, движений: «Это я! Это мое»,
«Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает», «Патока с имбирем», «Я
на камушке сижу», «Уж как шла лиса», «Шел король Боровик», «Муравьишки» - 5 час.
3.Постановка мини-сценок: «Как старик корову продавал», «Вежливые слова», «Пошел
котик на торжок», «Музыканты», «Коты» - 6 час
4. «Расскажи стихи руками», «Покажи сказку без слов» - 1 час

22

2.2.4. Рабочая программа по блоку «Культура и техника речи.
Мои эмоции»
Блок «Культура и техника речи. Мои эмоции» направлен на развитие
эмоционального мира ребенка. Здесь происходит знакомство с миром эмоций,
умением их выражать различными методами и способами. В блоке собраны игры и
упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение
владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом, развивающие
связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Цель: познакомиться с основными эмоциями, уметь их дифференцировать.
Увеличение словарного запаса.
Совершенствование
диалогической и
монологической формы речи. Воспитание культуры речевого общения.
Задачи:
- сформировать положительные черты характера;
- учить адекватно выражать свои эмоции;
- развивать способность выражать эмоции через мимику, пантомимику;
- учить проявлять эмпатию;
- научить владеть знаниями эмоциональной окраски слова, его значения в процессе
общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого
человека и других людей;
- увеличение словарного запаса;
- совершенствование диалогической и монологической формы речи;
- воспитание культуры речевого общения;
- закрепление навыков импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых
сказках, побуждение детей сочинять новые. Развитие творческой самостоятельности в
создании образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жесты, речевую
интонацию;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия детей.
1 модуль: 1 год обучения (младшая группа) (17 часов)
Теория 1 час.
1.Беседа о культуре речевого общения – 0.5 час.
2.Беседа о эмоциях человека – 0.5.час.
Практика 16 часов.
1.Разучивание скороговорок, чистоговорок, пальчиковая гимнастика – 4 час
2. Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно
выразить свое настроение: «Радость», «Гнев», «Удивление», «Цветок», «Северный
полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился» - 4 час
3. Игры на развитие речи: "Слова-рифмы", «Ручной мяч»- 2 часа.
4. Упражнения на дыхание, артикуляционная и мимическая гимнастика – 2 часа
5. Игры со словами: «Обезьянки», «Угадай» - 2 часа.
6. Игры на эмоции: «Муравьишки», «Море волнуется», «Надувные игрушки» - 2 часа

23

2 модуль: 2 год обучения (средняя группа) (17 часов)
Теория 1 час.
1.Беседа о культуре речевого общения – 0.5 час.
2.Беседа о эмоциях человека – 0.5.час.
Практика 16 часов.
1.Разучивание скороговорок, чистоговорок, пальчиковая гимнастика 4 часа
2. Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно
выразить свое настроение: «Радость», «Гнев», «Горе», «Удивление», «Цветок»,
«Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился» - 4 часа
3. Игры на развитие речи: "Слова-рифмы", «Ручной мяч»- 2 часа.
4. Упражнения на дыхание, артикуляционная и мимическая гимнастика – 2 часа
5. Игры со словами: «Обезьянки», «Зеркало», «Волшебная корзина» - 2 часа.
6. Игры на эмоции: «Муравьишки», «Море волнуется», «Надувные игрушки» - 2 часа
3 модуль: 3 год обучения (старшая группа) (17 часов)
Теория 1 час.
1.Беседа о культуре речевого общения – 0.5 час.
2.Беседа о эмоциях человека – 0.5.час.
Практика 16 часов.
1.Разучивание скороговорок, чистоговорок, пальчиковая гимнастика - 4 часа
2.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и воспроизведение
отдельных черт характера (работа у зеркала): «Потерялся», «Котята», «Часовой»,
«Повар», «На улице две курицы», «Скачет галка», «Лисичка - сестричка», «За
деревней я гуляла», Ехал пан», «Цок, цок» «Мальчик Петя поздно встал» - 4 часа
3. Игры на развитие речи: "Слова-рифмы", «Ручной мяч», «Сочини сказку», - 2 часа.
4. Упражнения на дыхание, артикуляционная и мимическая гимнастика – 2 часа
5. Игры со словами: «Обезьянки», «Зеркало», «Угадай» - 2 часа.
6. Игры на эмоции: «Муравьишки», «Море волнуется», «Надувные игрушки» - 2 часа
4 модуль: 4 год обучения (подготовительная группа) (17 часов)
Теория 1 час.
1.Беседа о культуре речевого общения – 0.5 час.
2.Беседа о эмоциях человека – 0.5.час.
Практика 16 часов.
1.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно
выразить свое настроение: «Удивление», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Пожар»,
«Гневная гиена», «Сидит, сидит зайка», «Ехала деревня», «Егорушка- Егор», «Белка с
ветки в свой домишко», «Заяц, заяц чем ты занят?» - 4 часа.
2.Разучивание скороговорок, чистоговорок, пальчиковая гимнастика- 4 часа
3. Игры на развитие речи: "Слова-рифмы", «Ручной мяч», «Сочини сказку» - 2 часа.
4. Упражнения на дыхание, артикуляционная и мимическая гимнастика – 2 часа
5. Игры со словами: «Обезьянки», «Зеркало», «Подарок» - 2 часа.
24

6. Игры на эмоции: «Муравьишки», «Море волнуется», «Надувные игрушки» - 2 часа

2.2.5. Рабочая программа по блоку «Основы драматизации»
Блок «Основы драматизации» направлен на развитие у детей навыков
воспроизведения прочитанного или услышанного ребёнком через использование
мимики, жестов, интонации, позы, т.е. через использование всевозможных средств
выразительности,
через
актёрскую
игру.
.
Цель: развитие артистических способностей
Задачи:
- развитие артистических способностей;
- развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа;
- развитие коммуникативных навыков взаимоотношений с окружающим миром и со
сверстниками.
1 модуль: 1 год обучения (младшая группа) (17 часов)
Теория 2 часа:
1.Беседа о профессии актера.- 0.5 часа
2.Просмотр сказки «Гуси - лебеди», беседа «Почему можно сказать - хороший актер?» 0.5 часа
3.Кукольный спектакль «Рукавичка», знакомство со сказкой, показывают взрослые – 1
час
Практика - 15 часов
1.Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение образа героя- 10 часов
2.Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектакля, изготовление
элементов костюмов, декораций с помощью родителей- 2 час.
3. Репетиция сказки детьми-3 час
2 модуль: 2 год обучения (средняя группа) (17 часов)
Теория 2 часа:
1.Беседа о профессии актера.- 0.5 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Морозко», беседа «Почему можно сказать - хороший
актер?» - 0.5 часа
3.Кукольный спектакль «У Зайчишки Новый год», знакомство со сказкой, показывают
взрослые – 1 час
Практика - 15 часов
1.Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение образа героя- 10 часов
2.Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектакля, изготовление
элементов костюмов, декораций с помощью родителей- 2 час.
3. Репетиция сказки детьми-3 час
3 модуль: 3 год обучения (старшая группа) (17 часов)
25

Теория 2 часа:
1.Беседа о профессии актера – 0.5 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Дюймовочка», беседа «Почему можно сказать - хороший
артист?», «Как стать хорошим артистом»- 0,5 часа
3.Кукольный спектакль «На балу у Золушки» (ознакомление со сказкой, показывают
взрослые детям) – 1 час
Практика 15 часов
1.Репетиционный период: выбор роли, разучивание ролей, нахождение образа героя,
используя выразительные движения, мимику и интонацию – 10 часов
2.Изготовление пригласительных билетов -1 час
3.Изготовление афиши для спектакля – 2 час
4.Изготовление элементов костюмов, декораций с помощью родителей- 1 час
5.Генеральная репетиция сказки детьми-1 час
4 модуль: 4 год обучения (подготовительная группа) (17 часов)
Теория 2 часа:
1.Беседа о профессии артиста -0.5 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Снежная королева», беседа «Почему можно сказать хороший актер?» -0.5 часа
3. Кукольный спектакль «Приключение Зайки Пети» (ознакомление со сказкой,
показывают взрослые детям) – 1 час
Практика 15 часов
1.Репетиционный период: выбор роли, разучивание ролей, нахождение образа героя,
используя выразительные движения, мимику и интонацию – 10 часов
2.Изготовление пригласительных билетов -1 час
3.Изготовление афиши для спектакля – 2 час
4.Изготовление элементов костюмов, декораций с помощью родителей- 1 час
5.Генеральная репетиция сказки детьми-1 час

2.2.6. Рабочая программа по блоку «Я знаю, я умею, я могу»
Блок «Я знаю, я умею, я могу» направлен на осознание своих сильных и слабых
сторон личности, на принятия самого себя и оптимизацию самооценки.
Цель: формирование «Я – концепции».
Задачи:
- знание сильных и слабых сторон личности;
- формирование адекватной самооценки;
- владение навыками само регуляции;
- позитивное представление о себе;
26

- обогащение способами преодоления негативных черт характера.
1 модуль: 1 год обучения (младшая группа) (2 часа)
1.Открытое занятие для родителей и детей детского сада – 1 час
2.Отчетный спектакль – 1 час
2 модуль: 2 год обучения (средняя группа) (2 часа)
1.Открытое занятие для родителей и детей детского сада – 1 час
2.Отчетный спектакль – 1 час
3 модуль: 3 год обучения (старшая группа) (2 часа)
1.Открытое занятие для родителей и детей детского сада – 1 час
2.Отчетный спектакль – 1 час
4 модуль: 4 год обучения (подготовительная группа) (2 часа)
1.Открытое занятие для родителей и детей детского сада – 1 час
2.Отчетный спектакль – 1 час.

III Организационно – педагогические условия
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение музыкального зала
№
1

Содержание
Материально техническое обеспечение

Кол-во

40
20
2
1
1
1

2

1 Стулья детские ( хохлома)
2 Стулья офисные черные
3 Столы (хохлома)
4 Ковер
5 Шкаф-купе
6 Бактерицидная лампа
Музыкальные инструменты (взрослые)
1
2
3
4
5

Фортепиано
Аккордеон
Синтезатор
Колонка
Микрофоны

«Элегия»

1
1
1
1
2
27

3

4

Технические средства обучения
1 Музыкальный центр «AIWA»
2 Цветной телевизор
3 DVD – система домашнего кинотеатра
«PANASONIK»
Фонотека
1. С-Д диски
2. АУ - Кассеты

1
1
1

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Методическая литература:
1. «Давай познакомимся!» И.А. Пазухина. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
2008.
2. «Театральная палитра». О.В. Гончарова. Москва «ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
2010.
3. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». Е.А. Савельева.
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2010.
4. «Театр в детском-саду» .И.П. Кошманская. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004.
5. «Нравственное воспитание дошкольников». А.Лопаткина, М. Скепцова.
6. Занятия по культуре поведения».С.О.Николаева.
7. «Скороговорки и чистоговорки». Т.А. Куликовская. Москва 2000.
8. Развитие творческого мышления и воображения у детей». О.Е. Озерова.
9. «Лучшие развивающие задания и игры». Т.В. Башаева. Ярославль.
»АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ»2010.
10. «Музыкальные игры в детском саду». Ирина Бодраченко. Москва. «АЙРИСПРЕСС» 2009.
11. «Удивительные истории о животных».Е.А.Гальцева. Волглград. Издательство
«УЧИТЕЛЬ» 2009.
12. «Юмористические игры для детей». Т.Н. Образцова. Москва. «ЛАДА» 2010.
13. «Веселые конкурсы для больших и маленьких». С. Афанасьев, С. Коморин.
Москва «АСТ-ПРЕСС»
14. «Лесенка радости». О.В. Хухлаева. М.,1998
15. «Кукольный театр - дошкольникам». Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982.
Оборудование:
1.Настольны театр игрушек (резиновых, деревянных, конусный театр (бумажный).
2.Настольный театр картинок.
28

3. Фланелеграф.
4. Гонзики.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7. Перчатки
8.Театр Петрушки (куклы Би-ба-бо).
9.Куклы марионетки.
10 Куклы – топотунчики (игрушки-топатушки)
11. Штоковые куклы
12. Ростовые куклы
13. Конусные настольные куклы
14. Куклы-говорунки
15. Настольный деревянный театр
16.Детские костюмы для спектаклей.
17. Взрослые костюмы для спектаклей.
18.Элементы костюмов для детей и взрослых.
19.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
20.Ширмы для кукольного театра (для детей и взрослых).
21 Ширма настольная
22.Декорации к спектаклям

3.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (3-7 лет)
социально – педагогической направленности
«Театральная палитра»
1 модуль: 1-й год обучения (младшая группа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Блоки
Мир театра
Основы кукольного театра
Основы
актерского
мастерства
Культура и техника речи.
Мои эмоции
Основы драматизации.
Я знаю, я умею, я могу
Итого:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
6
9
2
10
12
2
13
15
1

16

17

2
0
10

15
2
62

17
2
72

Содержание 1-го года обучения – 72 часа
29

2 модуль: 2-й год обучения (средняя группа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Блоки
Мир театра
Основы кукольного театра
Основы
актерского
мастерства
Культура и техника речи.
Мои эмоции
Основы драматизации.
Я знаю, я умею, я могу
Итого:

Теория
3
2
2

Количество часов
Практика
Всего
6
9
10
12
13
15

1

16

17

2
0
10

15
2
62

17
2
72

Содержание 2-го года обучения - 72 часа
3 модуль: 3-й год обучения (старшая группа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Блоки
Теория
3
2
2

Мир театра
Основы кукольного театра
Основы
актерского
мастерства
Культура и техника речи.
Мои эмоции
Основы драматизации.
Я знаю, я умею, я могу
Итого:

Количество часов
Практика
Всего
6
9
10
12
13
15

1

16

17

2
0
10

15
2
62

17
2
72

Содержание 3-го года обучения - 72 часа
4 модуль: 4-й год обучения (подготовительная группа)
№
п/п
1
2
3

Блоки
Мир театра
Основы кукольного театра
Основы
актерского
мастерства

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
6
9
2
10
12
2
13
15
30

4
5
6

Культура и техника речи.
Мои эмоции
Основы драматизации.
Я знаю, я умею, я могу
Итого:

1

16

17

2
0
10

15
2
62

17
2
72

Содержание 4-го года обучения - 72 часа

3.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (3-7 лет)
социально – педагогической направленности
«Театральная палитра»
Содержание

1 модуль:
младшая
гр.
3-4 лет
1
15.09.2021

2 модуль:
средняя гр.

3 модуль:
старшая гр.

4 модуль:
подготов.гр.

4-5 лет
1
15.09.2021

5-6 лет
1
15.09.2021

6-7 лет
1
15.09.2021

Количество возрастных групп
Сроки начала образовательной
деятельности
Сроки окончания образовательной 15.06.2022
15.06.2022
15.06.2022
15.06.2022
деятельности
Продолжительность учебного года
36 недель
36 недель
36 недель
36 недель
Продолжительность
учебной
5 дней
5 дней
5 дней
5 дней
недели
Продолжительность занятия по
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
дополнительной
общеобразовательной программе
(вторая половина дня)
Количество занятий в неделю по
2
2
2
2
дополнительной
общеобразовательной программе
Сроки проведения мониторинга
Согласно тематическому планированию
Праздничные дни
4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 9 мая, 12
июня

31

3.4. Оценочные и методические материалы
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по
театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе,
кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя
образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе,
фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.
Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь
согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают
героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом
из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой
сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного,
настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как
эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по
подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе,
кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке
спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
32

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики
главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку,
кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового
материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные
выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные
шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы
на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает
помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки.
Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются
вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот
вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она
будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней
(фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций,
подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное
сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески
интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь
создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и
интонационно-образную речь, песню, танец.
33

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при
разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые
инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы,
атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они
услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на
спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку
мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок»,
«Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев
этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить
сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация,
развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с
ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.

Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не
на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на
организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра,
знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

34

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои
знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения,
поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев;
творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения,
дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;
пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках
знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует
различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и
может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует
различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над
спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над
спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы
над спектаклем.
35

Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения
творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для
показа другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области
театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с
партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической
речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,
литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над
спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в
самом различном качестве.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной
деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы).
Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния,
самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет
интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные
характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.
Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет
творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).

36

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной
деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях.
Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и
образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать
в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ
персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной
творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и
единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в
различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель.
Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их
продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их
продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».