16.08.2019
Культурные практики в дошкольном образовании
– это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или
самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта
общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими
детьми.
Современный
педагог осознает, что развитие детской самостоятельности, творческих умений и
инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок -это
свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его
пониманию и теми способами, которые он считает подходящими.
Формирование культурных практик и овладение ими в
образовательном процессе ДОУ осуществляется на протяжении всего периода
пребывания ребенка в детском саду.
В нашем детском саду культурные практики организуются через :
- совместную игру с детьми ( сюжетно – ролевая, режиссерская,
игра – драматизация, строительно – конструктивная деятельность, направлена на обогащение
содержания творческих игр, игрового
опыта, необходимых для самостоятельной игры;
- ситуацию общения и накопления положительного
социально – эмоционального опыта детей ( реализация проекта «Психологическая
безопасность ребенка в ДОУ»);
- творческую мастерскую (цикл занятий по художественному
ручному труду);
- музыкально – театральную и
литературную гостиную (воспитанники группы проявляют художественно – творческую
деятельность на литературном и музыкальном материале);
- взаимодействие с социальными
партнерами ДОУ: артистами филармонии, посещение детской библиотеки №18,
посещение музея Изобразительных искусств, экологического центра, направлено на
обогащение различного культурного опыта общения и взаимодействия со
взрослыми, сверстниками;
- сенсорный и интеллектуальный
тренинг, используемый в центре «Опытов и экспериментирования»;
- детский досуг организуем в старших группах в виде шашечных(шахматных) турниров в соответствии с интересами и
предпочтениями воспитанников группы (музыкальный, литературный, спортивный,
занятие рукоделием);
- коллективную и индивидуальную
трудовую деятельность (хозяйственно – бытовой труд, труд в природе).
Культурные практики,
возникающие по инициативе детей: как коллекционирование, самостоятельное
исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание
поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых
интересов, фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных
постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.(
практики «Антихрупкого образования»).
Результатом организации культурных практик будет опыт
ребенка, с каким он войдет в социокультурное пространство:
- опыт поведения в различных жизненных ситуациях;
- опыт применения норм и правил поведения:
- опыт эмоциональной реакции на происходящее;
- опыт организации своей деятельности;
- опыт общения и взаимодействия;
- опыт проявления инициативы и самостоятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования культурных
практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна
возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства, конструировать
возможности ребенка, создавать условия для самореализации,
самопознания, овладения своей собственной индивидуальной культурной
практикой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.08.2024
Дата обновления: 07.08.2024
Дата публикации: 16.08.2019