Семинар - практикум ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

04.06.2019

ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

План:

  1. Гуманистический потенциал музыкального искусства.
  2. Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Построение содержания музыкального образования дошкольников.
  4. Организация музыкальной предметно-развивающей среды.

Основные понятия:искусство, музыкальное искусство, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность.

Тезаурус:

Понятие

Определение

искусство

- составная часть духовной культуры общества, одна из форм общественного сознания. В широком смысле умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом – это художественное в результате которого создается художественный образ, концентрирующий в себе главные, типичные стороны действительности.

музыкальное искусство

- вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека.

музыкальное воспитание

- это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

музыкальная деятельность

– это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Содержание лекции:

1. Гуманистический потенциал музыкального искусства.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека:музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивалипод колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.).

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления.

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.

Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства,переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» (Б.М.Теплов). Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (Б.М.Теплов). Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

Музыкальное искусство и его жанры

По способу

исполнения

По назначанию

(прикладные)

По месту и

условиям

исполнения

По содержа-

нию

Вокальные

(сольные, ансам-

блевые, хоровые,

вокально-инстру-

ментальные)

Инструментальные

(сольные,

ансамблевые и

оркестровые)

Марш, танец,

колыбельная

песня и др.

Театральные,

концертные,

камерные,

киномузыка и др.

Музыкальные средства выразительности:

лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка

Лирические,

эпические и

драматические

2. Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в прошлом веке члены Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию, считавшие, что главное заключается в формировании у дошкольников музыкальности, чувства ритма и слуха. Однако организаторы общества отмечали, что выполнение этого требования – дело довольно трудное, поэтому что нет ясности в программах, недостаточен опыт руководительниц (термин того времени), их музыкальная подготовка. Так, педагог Л. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия за счет использования упражнений на развитие музыкального воспряития, а также применения маршировки под музыку.

В 1873 году появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах», где его автор, И.Белов, попытался разработать методы знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для детей всех возрастов» А. Дуссек предлагал игру по музыкальным впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней. В музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н.Филитис) были подобраны игры, популярные по сей день в музыкальной работе с детьми («Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки»).

Заслуживают внимания следующие направления в организации музыкальной деятельности в детских садах, работающих по методике А. С. Симонович, в «идеальном детском саде» К. Н. Вентцеля, в дошкольном учреждении С. Т. и В. Н. Шацких. Здесь музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно.

Так, А. С. Симонович считала, что музыка должна выполнять иллюстрирующую функцию к занятиям. Например, при проведении занятий по «Родиноведению» нужно исполнят песни о погоде, в физкультурных занятиях использовать игры - забавы и игры с пением. Наиболее заметный вклад внесла А. Симонович в вопрос проведения детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое впечатление, развивать чувство коллективизма, детям необходимо видеть красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее. Основной принцип музыкального воспитания А. Симонович - опора на желание дошкольников.

Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника». В музыкальной работе, по мнению педагога, должно быть два этапа:

первый - воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

второй- строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Развитию художественно- творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К.Н.Вентцеля по поводу роли взрослого в воспитании детей в детском саду («не порабощать воли и ума ребенка, заботиться о духовном общении и равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством»).

Третьим направлением в развитии теории и практики музыкального воспитания можно считать работу детского сада супругов Шацких. Эстетическое воспитание было основообразующим и интегрирующим элементом педагогической концепции С. Т. Шацкого. Оно строилось на культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и организация жизни в искусстве, поэтому девиз С.Т.Шацкого «музыка должна быть!». По мнению автора, необходимо учитывать следующее:

музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей;

опираться на личный опыт ребенка;

должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.

Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.

В детском саду Шацких музыкальное воспитание осуществлялось наиболее системно и последовательно, поэтому не случайно, что книга В. Н. Шацкой «Музыка в детском саду», до сих пор считается первым методическим пособием по музыкальному воспитанию дошкольников. Именно в нем впервые говорится о методике проведения музыкально-групповых занятий, определяются задачи музыкальной работы в каждой возрастной группе, обобщаются основные положения об организации слушания, пения, музыкально-ритмических движений, обосновываются квалификационные требования к подготовке педагога-музыканта в детском саду.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: отдается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.
Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
    Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Построение содержания музыкального образования дошкольников.

«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие».

Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

музыки

Исполнительство

Творчество

Хочу такой сайт

Музыкально-

образовательная

деятельность

Восприятие музыки,

специально создан-

ной для слушания

Пение

Знания общего

характера

Музыкально-

ритмические

движения

Восприятие музыки

в связи с ее

исполнением

Песенное

творчество

Музыкально-

игровое и

танцевальное

творчество

Специальные знания,

связанные с различ-

ными видами

музыкальной

деятельности

Музыкально-дидак-

тические игры для

развития сенсорных

способностей

Игра на детских

музыкальных

инструментах

Импровизация

на детских

музыкальных

инструментах

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

4. Организация музыкальной предметно-развивающей среды

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Требованиякпроектированиюмузыкальнойсреды:

Требуетсяучитыватьнеобходимостьразвитияведущейдетскойдеятельности; приэтомважноруководствоватьсятаким положением:вкаждыймоментжизнивсеведущиевидыдеятельностидетейраннегоидошкольноговозраста (предметная,игровая,предпосылкиучебнойдеятельности)присутствуютодновременно,нокаждаяизнихпроходитсвойпутьразвитиядо момента,когдаонастановитсяведущей.

Средадолжнабытьнацеленаназонуближайшегопсихическогоразвития(Л.С.Выготский).

Музыкальнаясредадолжнасоответствоватьструктурекогнитивнойсферы ребенка,т.е.содержатькакконсервативные (ужеизвестныеребенку)компонеты,такипроблемные,подлежащиеисследованию.

Следуетпомнить:нереализованноестремлениесразужеприменятьполученныезнанияприводитктому,чтознания незакрепляются,и,наоборот,постоянноиспользуемыеребенкомзнанияживутиобогащаются.

Музыкальнаясредараскрываетсвои возможностивпроцессеобщениядетейс взрослымвэтойсреде.Откомпетентностивзрослого,егодоброжелательностии заинтересованногоотношениякдетям зависит,станетлиэтасредаразвивающей,захочетисможетлиребенокосвоитьеевсвоейдеятельности.Ребенокивзрослый действуютвместеимобоимдолжно бытькомфортновмузыкальнойсреде.

Критериикачествамузыкальнойсреды:

1. Качествосодержания

Содержание,разработанноесучетомдеятельностно-возрастногосистемногоподходаС.Л.Новоселовой,отражаетвесьспектрдетскоймузыкальнойдеятельности.Блокикомпонентовсредысоответствуютлогикеразвитиядетскоймузыкальной деятельности (восприятие,воспроизведение,творчество),каждыйпредусматриваеториентациюнапредставлениевсредевсехвидовдетскоймузыкальнойдеятельности (восприятие музыки -пособия,помогающиевосприниматьпроизведения дляслушания,произведения,используемыевисполнительскойпевческой,танцевальнойимузыкально-игровойдеятельности,атакжепроизведения,специальносозданныедляразвитиямузыкально-сенсорноговосприятиядетей;воспроизведениемузыки -пособия,побуждающиекпевческойдеятельности:квосприятию песен,ихтворческому,выразительномуисполнению;пособия,побуждающиек музыкально-ритмическойдеятельности:квосприятию,исполнениюмузыкидляигрыилитанца,ктворческойвыразительноститанцаит.п.;пособия,побуждающиекигренадетскихмузыкальныхинструментах:восприятиюмузыки,исполняемойнаних,освоениюигрынаэтихинструментах,атакжектворческойимпровизации;музыкально-творческаядеятельностьпособия,побуждающиекпесенному,музыкально-игровому,танцевальномутворчествуиимпровизациинадетскихмузыкальныхинструментах.Решение этихзадачобеспечиваетсяразнообразиемдетскихмузыкальныхинструментов,развивающихмузыкальныхигриигрушек,наглядныхдидактическихпособий,разнообразныхаудиовизуальныхсредств(магнитофон)инаборакассеткними другихтехническихсредств (телевизор,видеомагнитофон).

Содержаниемузыкальнойсредыотражаетпринципсистемностивовладениимузыкальнойдеятельностью:онадолжнасоответствоватьвозрастудетейисодержаниюихмузыкальнойдеятельности,поэтомуследуетусложнятьсодержаниесредыповозрастнымступеням.Содержаниедолжнообеспечиватьвозможностидля музыкально-творческогоразвитиядетей иполученияизсредынеобходимойим информациидлямузыкально-творческойдеятельности.

Всодержаниисредыдолжнабытьпредставленапроблемность:ребенок,действуясзнакомымиилималознакомымипредметамивмузыкальнойсреде,обнаруживаетирешаетрядзадач,возникающихпоходумузыкальнойдеятельности.

Содержаниемузыкальнойсредыследуетсоотноситьсведущимвидомдеятельностидетейопределеннойвозрастной группы.

Динамичностьсодержаниясреды обеспечиваетинтерескмузыкальнойдеятельности,мотивацию,азатемипотребностьвней.

2. Качествоструктуры

Структурамузыкальнойсредыпредставленаввидемодулей,включающих трансформирующиесядетали,чтоподдерживаетудетейживойинтерес.Она должнабытьорганизованатакимобразом,чтобывнейбыливизуальнопредставленывсевидыдетскоймузыкальнойдеятельностиибылисозданыусловиядляактивного взаимодействиядетейслюбымипособиями,музыкальнымиинструментами.Мини-центрыудобныдляразвертываниямузыкальнойдеятельностиоднимребенком,двумядетьмиилиподгруппой.

Средапредполагаетгибкоекомплексированиеизонирование,предусматривающееполнуюичастичнуютрансформациюигровыхмодулеймини-центров,чтообеспечиваетразнообразнуюфункциональнуюнагрузкудетей.

3. Функциональныйиэмоциональный комфортдетей

Оформлениемузыкальныхмини-центровдлядетейраннегоимладшегодошкольноговозрастадолжнобытьсюжетным,адлядетейстаршего -иметьдидактическуюнаправленность.

Предметнаясредадолжнабытьсомасштабнаглазудействиямруки,ростуребенка.

Пособиядолжныбытьдобротными,эстетическипривлекательными,простымивобращении,толькотогдаонивызываютжеланиедействоватьсними.

Мини-центрыоформляютсяводном стиле,сиспользованиемматериаловоднойфактурыицветовойгаммы.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Тема:«Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Технологии музыкально-эстетического развития детей»

Форма занятия: круглый стол, работа творческих микрогрупп.

Задачи:

закрепить с педагогами понятия музыкальное воспитание, музыкально-эстетическое развитие, музыкально-дидактическая игра;

дать представление о роли современных технологий в музыкально-эстетическом развитии детей;

провести анализ обобщенного в научной литературе и периодике опыта по обозначенной проблеме;

определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.

Предварительная работа:

изучение истории вопроса;

составление списка научной литературы по использованию современных технологий музыкально-эстетического развития детей;

определение спектра вопросов круглого стола;

изучение литературы по использованию современных технологий музыкально-эстетического развития детей.

Содержание:

Спектр вопросов круглого стола:Классификация и содержание музыкально-дидактических игр. Значение музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании дошкольников, в развитии музыкальных способностей. Использование игр на занятиях, в быту ДОУ, в семейном воспитании. Организация и содержание музыкального уголка, значение его для осуществления самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Вопросы для обсуждения в микрогруппах:Программы музыкального воспитания: "Гармония" Н. Тарасовой, "Элементарное музицирование дошкольников" Т. Тютюнникова, "Синтез искусств" программа "2100", "Музыкальные шедевры" О. П. Радыновой, "Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной, "Камертон" Э. П. Костиной.

Концепции музыкального развития детей Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Ю.Б.Алиева и др. Музыкальные аспекты Вальдорфской педагогики и школы Марии Монтессори.

Технологии музыкального развития детей Карла Орфа, Золтана Кодая, фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, методика комплексного музыкального певческого воспитания Д.Е. Огороднова, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой и др.

Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.

Список литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.
  2. Барышникова, Т. Азбука хореографии. - М., - 2000.
  3. Башарина, Н.М. Работаем по программе “Путешествие в прекрасное” /Н.М. Башарина //Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4.
  4. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с.
  5. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001.
  7. Картушина, М.Ю.Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
  8. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.
  10. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста "Камертон". - М., 2004.

11. Нестеренко, Т.В., Тарасова, К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004.

  1. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».