27.07.2024
Одно из главных
преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность
работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного
ответа. Педагог выступает как наставник, который направляет течение мысли своих
маленьких подопечных в нужное русло.
При этом педагогами
в ДОУ применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для
детей благоприятную развивающую среду.
Метод
маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ,
позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление
о простейших биологических и физических процессах.
Системный
оператор. Позволяет изучать различные объекты мира в контексте
их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое»,
«настоящее», «будущее».
Игры на мышление по аналогии. Чтобы научиться сравнивать
между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить
те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.
Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные
признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно
новые разновидности этих же предметов.
Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить
свойства одного или нескольких объектов на другой объект.
Мозговой штурм. Перед ребятами ставятся различные задачи
и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть
даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее
подходящих идей.
Метод противоречий. Использование этого приема
позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных
ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем
функциям, которые мы собираемся на них возложить.
Эти и другие
методики использую в старшей и подготовительной группе реализуются
посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка,
привлекающих его интерес и желание сотрудничать.
Сложность задач идет по возрастающей. И
несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на
деле они оказываются полностью посильными для малышей.
Нагрузка тщательно
дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными
особенностями. Так, если в самых младших группах детей в большей степени учу
просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать
свои первые задачки.
В практике ДОУ по ТРИЗ – технологии, используем игры:
«Что я знаю?
«Что изменилось?»
«Найди пару» (часть 1)
“Занимательная собирайка” (часть 1)
«Загадочные прятки»
«Детективные истории»
«Волшебные звуки»
«Где живут маленькие человечки?»