13.06.2024
В своей педагогической деятельности в дошкольном учреждении использую такие формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии как:
- игры, занятия;
- спортивные досуги;
- беседы, наблюдения;
- экспериментальная и проектная деятельность;
- упражнения, гимнастика, самомассаж;
- тренинги, этюды, образно-ролевые игры;
-конкурсы и выставки детского творчества.
В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлением выделяется гуманно-личностная технология. Данную технологию реализуем в нашем детском саду, т.к. в группах имеются уголки уединения, где воспитанники имеют возможность уединится для психологической разгрузки. Воспитанники группы имеют возможность выплеснуть свои негативные эмоции, покричав в стаканчик гнева, побить подушку, порвать и смять бумагу, выплеснуть всю негативную энергию. В нашем детском саду работает психолог, который проводит специальные игры, этюды, тренинги, на которых знакомит детей с эмоциями и как правильно работать с эмоциональными состояниями. Участники образовательных отношений старшей группы участники проекта " Психологическая безопасность ребенка "
В центре театрализованной и музыкальной деятельности воспитанники проявляют творческие возможности, в свободном доступе разные виды театров, маски, атрибуты ряжения, музыкальные инструменты, ширмы, подобраны кассеты и диски с музыкальными произведениями классической музыки и детскими песнями, со сказками русских писателей и русскими народными, и многое другое.
Одна из форм организации деятельности ребенка в ДОУ – это посещение кружков, что создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает личную самооценку. Воспитанники группы посещают кружок «Театральная палитра» и участвуют в различных видах конкурсах, имеют награды.
В детском саду мы используем физкультурный зал, для развития двигательной активности, организации подвижных игр в свободное время, воспитанники группы с удовольствием посещают секцию «Фитбол - гимнастика», которую проводит инструктор ФК. Воспитанники группы являются участниками спортивной военно - патриотической игры "Зарница" , а также участвуют в спортивных мероприятиях ДОУ .
В каждой группе детского сада, в соответствии с возрастом дошкольников созданы и используются картотеки: «Утренний и вечерний круги». Цель: самоопределение детей, приобрести свой жизненный опыт, развитие субъектности. Утро задает атмосферу на целый день. Мы с ребятами проводим утро в кругу: обмениваемся новостями, планируем день. Один из элементов утреннего круга – коммуникативная игра «Ты катись веселый бубен», «Я ходила на базар, покупала там товар», «Мы все разные, но есть что – то похожее» и другие. Таким образом мы реализуем технологию сотрудничества.
принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок».
В центре «Художественного творчества» любой ребенок может разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или дома. А также воспитанники группы участвуют в оформлении детского сада своими творческими работами. Воспитанники группы участвуют в творческих конкурсах разного уровня, и имеют награды. . Данная форма работы помогает развивать в детях творческие способности, удовлетворить способность в самовыражении.
Основой личностно - ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, для этого в раздевалке у нас находится «Экран эмоций», когда утром ребенок приходит в группу, он выбирает и ставит напротив своей фотографии смайлик, в соответствии своей эмоции с которой пришел в группу, в течении дня эмоции могут меняться.
В группе используется «говорящая среда», где ребенок выбирает себе центр активности, делают свой выбор. Для родителей группы «говорящую стену» создают сами воспитанники, кого они ожидают из родителей в гости, и чего от них ожидают. Использую в группе прием личностно – ориентированного подхода «модель трех вопросов» - это когда на утреннем круге дети заинтересовались какой либо темой, одни что- то уже знают по данной теме, и хотят узнать больше из разных источников информации или проверить известную информацию, это все фиксируем в данной модели и подключаем к колоборации родителей.
В группе создана развивающая среда, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда группы вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляется в соответствии с планированием. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Каждый ребенок группы имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится (творчеством, игрой, познавательной деятельностью и т.д.). Так в центре экспериментирования у нас созданы коллекции камней, шишек, ракушек, спилы деревьев все это дает возможность заниматься поисково – исследовательской деятельностью. Для этого в центре имеются предметы – помощники микроскоп, увеличительные стекла, зеркала, измерительные приборы -весы, линейки, рулетка и мн.др. Все это находится в свободном доступе детей, поэтому мы с ребятами проговорили правила и зафиксировали их для всей группы. Также используем дневнички наблюдений (самостоятельно изготовили с ребятами группы каждый сам оформил по своему вкусу), в которых ребята фиксируют свои наблюдения за объектами природы, фиксируют результаты опытов.
Моя задача, как воспитателя оказать каждому ребенку помощь в раскрытии его индивидуальных способностей, в поисках новых открытий и смыслов, в развитии всесторонне развитой личности.
, поддерживать детскую инициативу воспитанников группы. Так сложилась традиция проводить игровую программу "Лучше всех".
В своем педагогическом процессе для создании «ситуации успеха» воспитанникам группы использую практику «Безусловный герой».
Современная педагогика подразумевает применение многих технологий, но личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.