05.03.2024
В современной педагогике справедливо делается акцент на воспитании личности ребенка. Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие базовых черт личности - характера, способностей, навыков. Особенно актуальна концепция формирования творческой личности. По мнению Льва Семеновича Выготского, создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением.
Всесторонне развитая личность, основы которой формируются в условиях дошкольного воспитания, предполагает интеграцию, взаимовлияние и взаимное дополнение таких составляющих, как интеллектуально-творческое начало, нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие, оздоровление и здоровьесбережение.
Реализация концепции здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении опирается на основные принципы, к которым относятся позитивная мотивированность, эстетичность, нравственность, целеустремленность, общественная полезность, размеренность, ритмичность и т.д. Поэтому важнейшую роль играет воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также изучение основных принципов и факторов здорового образа жизни, разработка методологии внедрения на практике, и их освоения.
Неоспоримо, что формирование ЗОЖ должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Анализируя результативность приобщения детей к здоровому образу жизни, можно предположить, что одним из препятствий активного формирования привычек является отсутствие именно осознанного отношения к собственному здоровью. В настоящее время актуальным для педагога является умение помочь детям познать самих себя, направить ребенка на путь самосовершенствования, решать проблему формирования здоровой личности методами конструирования положительных ориентиров, закладки установок на ценность здоровья, на доступную и доходчивую мотивацию. Реализуя основную цель – образование и воспитание личности, педагог должен сохранять и улучшать психосоматическое здоровье ребенка, развивать его эмоциональную, нравственно волевую и интеллектуальную сферы. Начинать надо с осознания того, что педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы от каждого его участника востребовалась активная позиция в различных жизненных ситуациях.
27.03.2024
Задачи здоровьесберегающего характера, как уже говорилось выше, являются для дошкольных учреждений приоритетными, поэтому изфизического воспитания не исключаются такие понятия, как осознанность выполнения физических упражнений, интерес к ним, самостоятельное творческое применение в разных ситуациях. ФГОС дошкольного образования в физическом развитии воспитанников учитывает: … становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. На мой взгляд, всему этому способствуют и методы ТРИЗ, в том числе.
Всем известно, что методы ТРИЗ решают задачи интеллектуально-творческого развития ребенка. Поэтому перед нами встала проблема – как рационально использовать их в физическом воспитании. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всѐм!».
В начале года мы провели диагностику физического развития наших воспитанников. В процессе диагностических мероприятий и наблюдений нами было замечено, что у детей низкая мотивация к двигательной деятельности. Как известно, дети более активно запоминают и используют те знания, которые они получили, будучи заинтересованы в них, нежели когда это «сухой», неинтересный материал. Ходить по обычным дорожкам или перешагивать кубики – это скучно, а вот если эти дорожки заколдовал волшебник и составили их сами дети из множества кусочков радуги, которые нарезал Волшебник - Дроби или кубики, которые появились из одного большого куба, – тогда занятие превращается в интересное приключение и ужене вызывает скуки. Поэтому нами было принято решение включить в процесс физического воспитания детей методы ТРИЗ.
Известно, что деятельность, построенная на основе методов ТРИЗ, помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. У детей, увлечѐнных игрой, повышается способность к произвольному вниманию, обостряется наблюдательность.
Первоначально работу по внедрению ТРИЗ в физическое воспитание мы начинали со старшими дошкольниками. Реализация поставленной цели была направлена на отбор приемов и методов, которые можно использовать в совместной деятельности педагога с детьми по физическому воспитанию в режимных моментах.
Используя тот или иной метод ТРИЗ, мы должны помнить, прежде всего, о заложенной в ней диалектической основе.
Предлагаю вашему вниманию методы, которые были отобраны нами для использования в работе с детьми по физическому воспитанию. Мы сделали акцент на такие приемы и методы как «Морфологический анализ», «Синектика», ТПФ (типовые приемы фантазирования), работу сразнообразными моделями, элементами системного оператора, метод противоречий («Хорошо - плохо»), мозговой штурм, эмпатию.
Системный подход:
Цель: рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта составные части, место функционирования, объект в прошлом или будущем.
Пример – «Мяч»:
- функциональное назначение мяча: прыгать, отбивать от пола, бросать друг другу;
- составные части: может состоять из резины и воздуха, может быть сшит и наполнен чем-либо;
- место функционирования: спортивный зал, улица, тренажерный зал;
- объект в прошлом или будущем: был кусочком резины (из него сделали мяч), станет любимой игрушкой.
Синектика (аналогия) позволяет формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.
Виды аналогий:
а) личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем как воробушки);
б) прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки, прыгаем как воробушки;
в) символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: воробушек - нахохлился воробушек - несмышленыш воробушек - задиристый и т. д.;
г) сравнение объекта с чем-либо (нахохлился и стал как комочек; задиристый как петушки т. д.);
д) преобразование - попал в волшебную страну и стал говорить, танцевать; или отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.
Методы типового фантазирования:
«Увеличение-Уменьшение»
Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, уметь это показать с помощью движений и эмоций.
Увеличение - Волшебник Большого Размера.
а) Волшебник Большого Размера увеличил мышек (как образец можно использовать подвижную игру «Кот и мыши»)- стали больше; игра "Хорошо-плохо". Мыши стали сильные, быстрее бегают, больше сыра наберут, испугают своим видом (размером) кота, но не смогут залезть в свою норку, пробежать тихо, незаметно. Дети играют в подвижную игру с применением полученного опыта игры «Хорошо-плохо»: мышки большие - кот должен убегать, а мыши догонять и наоборот, если вырастет кот, мышкам некуда станет прятаться, они не помещаются в норку.
б) Волшебник Большого Размера увеличил только ноги спортсменам (зверям) и зашагали, побежали они широким шагом, свободно перешагивая через ручейки, дальше стали прыгать: при помощи этого метода отрабатывалась ходьба широким шагом, дети более заинтересованно принимали участие в упражнении и старались выполнить его лучше.
Уменьшение - Волшебник Маленького Размера.
а) Был большой мяч - Волшебник Маленького Размера уменьшил его. Большой мяч подбрасывали двумя руками, а маленький мяч можно подбрасывать одной рукой и ловить одной рукой, перебрасывать с одной руки на другую, зажать в руке.
б) Волшебник Маленького Размера прикоснулся к большим мышкам и стали они опять маленькие и смогли спрятаться в своих норках.
в) Был мостик длинный и широкий, можно было быстро пройти, пробежать. Волшебник Маленького Размера прикоснулся к нему и стал вдруг мостик длинный, но узкий. По такому мостику нужно идти очень осторожно, не теряя равновесия.
«Дробление и объединение».
Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое. Дробление - Волшебник Дроби.
а) Большой тяжелый мяч, прикоснулся к нему Волшебник Дроби и разлетелся мяч на маленькие легкие мячики, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. с мячиками, покидать - кто дальше бросит. Так же можно использовать мешочки с песком (был большой ненужный мешок песка, а Волшебник Дроби разделил его на маленькие мешочки, с которыми можно играть и заниматься)
б) Собираем цветы в букет, Волшебник Дроби прикоснулся к букету, и, рассыпались цветы по лугу.
в) Из большого куба Волшебник Дроби сделал много маленьких кубиков. Большой куб был один, а ребят много. На нем можно было посидеть, вокруг него можно было побегать, спрыгнуть с него, когда стоишь на нем, хорошо видно тебя, и тебе все видно. А маленьких кубиков много, каждому досталось по два, с которыми можно выполнить ряд упражнений, между ними можно прокатить мяч, проползти, между кубиками можно бегать, прыгать и т. д.
Объединение - Волшебник Объединяй.
а) На лугу росли цветы, Волшебник Объединяй посмотрел на них, взмахнул волшебной палочкой и собрал их в красивый букет: этот метод схож с игрой «Пузырь».
б) Из множества камней Волшебник Объединяй сделал мостик через ручей, реку по которому прошли дети на противоположный берег.
в) Игра "Собери мяч"
Лопнул мяч или Волшебник Дроби разделил на маленькие частички и разбросал по залу, а Волшебник Объединяй собрал их в единое целое и получается целый мяч. Дети доставляют мяч из частей из частей (плоскостное
изображение).
г) Оборвалась ниточка и рассыпались бусинки (бусинки - ребята). Волшебник Объединяй взмахнул волшебной палочкой и получились бусы (дети встали в круг, взявшись за руки) .
Данные игры можно использовать в качестве завершения физкультурного занятия в виде подвижных игр, в процессе индивидуальной работы, на прогулке.
Метод морфологического анализа.
Цель: обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.
1. Классификация по одному признаку - цвету.
Игра "Цветные автомобили"
Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж.
Игра "Цап - царап"
По сигналу выбрасывается кубик. Какой цвет сверху у кубика, тако гоцвета нужно собирать предметы.
Игра "Найди свой цвет"
Используются цветные ленточки, платочки, флажки. Дети с красными флажками или платочками по сигналу бегут к красному флажку.
2. Классификация по двум признакам - цвету и форме.
Лисе нужно собрать и принести кленовые листья холодных тонов, пройдя по мостику, перекладывая листок из одной руки в другую под коленом, над головой или впереди и за спиной.
Ежику - кленовые листья теплых гонов (или конкретно какого-то цвета) принести на спине, проползая между пенечками.
Медведю - большие мягкие (резиновые) мячи.
Белочке - маленькие твердые (пластмассовые).
Игра "Найди свой домик".
На груди у детей разные листочки разного цвета. Пока звучит музыка, дети гуляют по своим улицам (красные листочки по красной улице) По окончанию музыки каждый занимает свой домик. Можно провести аналогичную игру, заменив листья на цветы или животных. Например: Звучит музыка. Садовые цветы гуляют в саду, лесные – в лесу, луговые - на лугу. По окончании музыки все занимают свои домики.
Игра - медитация.
Цель: способствует регуляции дыхательных и других функций организма; оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость, дает возможность детям насладиться приятными эмоциями.
Игра - медитация "Цветок".
Дети изображают цветы на полянке. Каждый цветок распространяет аромат, привлекает к себе насекомых и радует своей красотой все существа вокруг (под музыкальное сопровождение).
Игра - медитация "Солнышко".
Дети встают в круг, тянутся к солнцу руками, солнце щедро дарит каждому ребенку по солнечному лучику, которые поселяются в сердцах детей. А затем дети из своих сердец раздают солнечный свет всем существам вокруг. Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных.
Психогимнастика.
Цель: обучать умению выражать эмоции с помощью движений: преодолеть барьеры в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.
Игра "Что слышно? " (развивать умение быстро сосредотачиваться).
Игра "Запомни свою позу " (развивать моторно-слуховую память) .
Этюды на выразительность жеста: "Заколдованный ребенок", "Я не знаю!", "Штанга", "Удивление", "Старый гриб".
Метод "Наоборот".
Цель: развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.
Игра "Наоборотки" - Волшебник Наоборот.
Дается задание детям выполнить определенные действие, движение – они должны выполнить анти - действие, анти - движение:
Ускорить ходьбу - замедлить ход;
Наклон вправо - наклониться влево;
Ходьба вперед - ходьба вперед спиной.
Игра "Да-нетка".
Цель: сужать поле поиска для отгадок на загадки, уметь обсуждать объект по универсальным и специализированным признакам.
Линейная "Да-нетка".
В одну линию выкладываются звери, и детям предлагается отгадать – кем мы сегодня будем? Какой сюжет занятия?
Плоскостная "Да-нетка".
Игра "Найди, что задумано" (загаданный предмет расположен на плоскости пола).
Объемная "Да-нетка".
Игра "Найди, что задумано" (детям сразу сообщается, что объект может находиться где угодно и не только на плоскости стола).
Игра “Чудесная поляна”
Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Ход игры: предлагаю детям прилечь и отдохнуть.
Закроем глаза и представим, что мы находимся в чудесном лесу. Вокруг растут высокие стройные деревья. Мы идѐм по лесу и слышим, как вокруг нас поют птицы. Всюду слышны их голоса. Невдалеке журчит ручей. И вот мы вышли на чудесную поляну, где мягкая трава и много красивых цветов. Кругом порхают разноцветные бабочки, они перелетают с цветка на цветок. Но вот мы почувствовали, что наши ноги и руки немного устали. Мы не можем двинуться с места, ноги тяжѐлые, нас так и тянет к земле. Коленки подгибаются, и мы ложимся на мягкую траву, она тѐплая и махровая, укрывает нас, как одеяло. Глаза наши закрываются, и мы отдыхаем. Чувствуем, как солнышко греет нам лицо, шею, руки, ноги. Нам приятно и хорошо. Вдруг прекрасная бабочка села на руку Насте. Но Настя лежит спокойно, не двигает руками, ноги у него расслаблены и отдыхают. Но вот бабочка вспорхнула и перелетела к Арсению и села ему на руку (рассказ продолжается до тех пор, пока бабочка путешествует от одного ребѐнка к другому). Но вот бабочка вспорхнула и улетела собирать пыльцу. Да и нам пора выходить с чудесной поляны, но мы знаем, что в любое время, когда устанем, мы можем вернуться туда и отдохнуть. А сейчас попрощаемся с бабочкой, поляной, лесом. Глубоко вздохнѐм, потянемся и откроем глаза.
Игра “Злые и добрые кошки”
Цель: снятие мышечных зажимов, агрессии.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого лежит обруч, это волшебный круг, который будет совершать превращения. Ребѐнок входит внутрь круга и по сигналу ведущего превращается в злую кошку, шипит, кричит, машет руками, прыгает, но при этом из круга не выходит. Дети, стоящие вокруг, хором повторяют вслед за ведущим ―сильней‖, и ребѐнок, изображающий злую кошку, делает всѐ более злые движения.
Представленные методы ТРИЗ, игры и упражнения можно варьировать и перестраивать с учетом целей и задач вашего конкретного вида деятельности. Одну и ту же игру можно использовать в качестве привлечения внимания детей к выполнению ОРУ или в качестве подвижной игры в конце занятия. Игры и методы ТРИЗ удобны своей мобильностью и возможностью подстраивать их для своих нужд, в своих целях. Игры для детей старшего дошкольного возраста, при небольшой доработке можно использовать и с детьми младшего возраста.
Итоговая диагностика показала, что качественно изменились показатели физического развития, повысилась мотивация и интерес к двигательной деятельности, дети более осознанно стали заниматься, самостоятельно делать элементарные умозаключения о своих достижениях.
В процессе использования технологии ТРИЗ мы убедились, что творческое мышление детей, которое формируется посредством методов ТРИЗ, способствует повышению интереса к физическим упражнениям, формированию навыков ЗОЖ.