06.10.2023
В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований , которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах.
Это требования к организации РППС; наполняемости РППС и знаниям педагогов по ее использованию. Все это подразумевает организацию семинаров и консультаций по организации развивающей предметно-пространственной среды, которые завершаются итоговым педсоветом, на котором воспитатели представляют аналитические справки по РППС в своих групповых помещениях, на основании которых педагоги совместно со старшим воспитателем (методистом) составляют рекомендации по ее совершенствованию.
Основным условием
или принципом к организации РППС должен быть
принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию
образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается
специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности (Н.А. Короткова).
Остальные принципы
связаны с реализацией этого основного условия.
Принцип
полифункциональности РППС: предметно-пространственная среда должна открывать
множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного
процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип
трансформируемости РППС связан с ее полифункциональностью – это возможность
изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную
функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко
закрепляющего функции за определенным пространством).
Принцип
вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса
должен быть представлен рамочный (стержневой) проект РППС, конкретизирующие его
модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как
прототипы для конкретных вариантов РППС, разрабатываемых уже самими
педагогами-практиками.
Эстетический аспект
РППС должен присутствовать не как статичное внешнее дополнение (оформление
интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты»,
открывающейся ребенку, в основном, при изменении, трансформации привычной
среды.