20.06.2024
Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Преимущества проектного метода:
- организация воспитательно-образовательной работы;
- метод развивающего обучения и самообразования;
- позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
- повышает компетентность педагога;
- повышает качество образовательного процесса;
- возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов;
- способствует развитию креативности и логического мышления.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела).
Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
В младшем дошкольном возрасте это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
- развитие важнейших компетенций для современной жизни;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
Обязательные составляющие проекта:
- детская самостоятельность (при поддержке педагога,
- сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
• Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
- поставить цель проекта;
- разработка плана проекта (воспитатель обсуждают план с родителями);
- привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
- сбор, накопление материала;
- включение в план занятий, игр и других видов детской деятельности;
- домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения;
- презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.
Метод проектов предполагает:
Постановку проблемы (1этап) Поисковый: определение темы и целей проекта; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
(2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами работать для достижения цели.
(3этап) Практический: (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.).
Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Другие виды проектов: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Мир природы», «В гостях у сказки»;
- групповые: «Сказки о дружбе», «Познай себя», «Подводный мир», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Птицы наши друзья», «Откуда ботинки пришли?»,
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Без воды не обойтись», «Воздух невидимка», «Питание и здоровье»
- семейные: «Как я провёл лето»
- личностные: «Мои питомцы».
Способы разработки проектов: «Модель трёх вопросов» Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Позиция взрослых как участников проекта: является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь. Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Позиция детей как участников проекта: влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности. Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.
Роль родителей: посодействовать ребенку в сборе материала; контролировать сроки выполнения; подсказать правила оформления проекта; участвовать в подготовке презентации.
Структура образовательного проекта: название проекта; организаторы проекта, участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.
Этапы проведения проекта.
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.
- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми: выставка, газета, журнал. Костюм, модель, коллекция. Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка. Экскурсия, поход, путешествие. Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий. Спектакль, праздник, видеофильм.
Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.
Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
• Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение__________________________________________
__________________________________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы?
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________
Используемая литература
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт. -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4