«Нейропсихологические практики как средство физического развития детей дошкольного возраста»
04.08.2024
Нейропсихологические
практики как средство развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время ни у
кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их
сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем
мире, как в предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в
установках родителей и т.д. Все эти изменения привели к психологическим
изменениям. В современном мире становится всё больше детей с отставанием в
психическом развитии, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, а
также с различными речевыми проблемами. Этим детям очень сложно осознать и
выполнить сложные инструкции.
Сейчас появляется много
современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется
и нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных
исследований.
Одним из актуальных
направлений внедрения в коррекционный процесс является использование
нейропсихологических технологий. Эффективность нейропсихологического
(психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Замечено, что при
выполнении определённых физических действий образуется огромное количество
нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в
этом могут нейропсихологические игры и упражнения. Они развивают и корректируют
механизмы мозговой деятельности ребёнка. При этом воздействие
нейропсихологических игр и упражнений имеет как немедленный, так и
накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности,
оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического
потенциала.
Нейропсихологическая
коррекция (нейропсихологические игры и упражнения) является отличным
дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а
вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить
причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
Актуальность проекта заключается в том,
что он направлен на развитие отстающих в формировании психических и моторных
функций ребёнка, напрямую влияющих на развитие познавательных навыков и
преодоления трудностей обучения. Может с успешностью применяться при работе с
детьми с ОВЗ и в общеобразовательных группах дошкольного учреждения.
Цель проекта:
Активизировать и
улучшить развитие всех высших психических функций (память, внимание, мышление,
воображение, и т.д.) у дошкольников.
Задачи:
·
способствовать развитию речи;
·
развитие произвольного внимания;
·
оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности,
переключаемости и точности движений);
·
снижению возбудимости, умению адекватно выражать эмоциональные состояния;
·
расширение объёма зрительного восприятия;
·
стабилизация межполушарного взаимодействия;
·
развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных
движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой моторики
пальцев рук);
·
развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.
Планируемые результаты:
·
у ребёнка сформируется ощущение собственного тела и пространства вокруг
себя;
·
улучшится зрительно-моторная координация, способность точно направлять
движение рук, пальцев;
·
улучшится самоконтроль, повысится концентрация внимания;
·
улучшится память;
·
стабилизируется межполушарное взаимодействие.