04.08.2024
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. В.А.Сухомлинский
07.08.2019
“Истоки творческих
способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия,
тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в
духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский.
Руководствуясь личностно – ориентированным подходом в
воспитании творчески активной личности ребенка, педагог предусматривает решение
следующих задач:
- развитие творческих способностей у детей умения видеть
необычное в обычных предметах;
- развитие оригинальности подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться
в окружающем мире;
- обучение детей различным приемам преобразования бумаги,
ткани, природного и бросового материалов;
- побуждение детей к художественному творчеству, путем
постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на
самостоятельные решения;
- создание содержательно – насыщенной развивающей среды,
трансформируемой и полифункциональной, вариативной, основывающей на принципах
доступности и безопасности;
- установление партнерских взаимоотношений между
педагогом, ребенком и родителем, позволяющих создать атмосферу
увлеченности эмоционального воздействия,
совместного творчества взрослого и ребенка;
- формирование умений и навыков работы с различными
материалами и инструментами, совершенствование мелкой моторики рук, воспитание
аккуратности, самостоятельности, доводить начатое дело до конца.
Условия для проведения занятий художественным ручным
трудом
1.Необходимый материал для выполнения поделок (бумага,
картон, природный материал, вата, крупы, пластилин и т.д).
2.Подбор литературно – художественного материала (стихи,
загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
3.Подбор музыкальных произведений, для сопровождения
творческой деятельности детей.
4.Составление картотеки дидактических, пальчиковых игр,
физ. минуток.
4.Рекомендации для родителей по созданию условий для
ручного труда в семье, консультации, мастер - классы, родительские встречи.
5.Подбор специальных игр и игровых упражнений для
развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
К концу
старшего дошкольного возраста ребёнок умеет:
– совершенствовать окружающие предметы путём составления, соединения различных частей;
– использовать для скрепления разнообразные соединительные материалы:
проволоку, пластилин, нитки, клей и т.д.; – освоить способ работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом,
линейкой и др.; – планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при
коллективном творчестве; – освоить способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных
коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и др.;
- владеть
элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым
тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена
растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
-
выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных
этапах воплощения замысла;
- разрезать бумагу по нанесенным меткам;
- работать с пластилином и соленым тестом приемами
параллельного и кругового скатывания;
- вдевать нитку, тесьму в иголку;
- изготовлять поделки из природного материала;
- использовать пооперационные карты.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный
характер труда, так как дети осваивают основы ручного труда.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
В группе в работе с воспитанниками использую авторскую разработку программы "Развитие творческих способностей по средствам художественного ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста". С детьми младшего и среднего возраста использую программу Л.В. Куцаковой "Конструирование и ручной труд в детском саду" Задача воспитателя -
развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций
не только в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности,
но и в ручном труде. Всё это - обязательные элементы образа жизни старших
дошкольников в детском саду.