Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Опыт работы.

18.06.2024

Воспитание -это одно из средств физического развития детей. Всестороннее развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гения, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания системы работы соединяющей традиционные и нетрадиционные занятия с оздоровительными мероприятиями.

В рамках системы воспитательной работы разработаны формы организации оздоровительных мероприятий.

Основа данной системы базируется на программе «Планета здоровья», и проектной деятельности в ДОУ.

Цель: создание условий для организации оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие  творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (М.М.Безруких «Разговор о правильном питании», О.Н. Арсеневская «Система оздоровительной работы в детском саду», Г.К.Зайцев «Расти здоровым» и другие), были поставлены следующие задачи:

развивать творческие способности детей в различных видах детской деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;

сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;

формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;

формировать осанку, гигиенические навыки;

организовать сотрудничество со всеми участниками образовательных отношений в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.

 В детском саду реализуются программы «Планета здоровья», «Разговор о правильном питании», которая отражает систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.

Программа «Планета здоровья» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к ООП ОП МБДОУ-детского сада № 536.  Данная программа оформлена в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка", учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа здоровья ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов и др. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ https://536.tvoysadik.ru/?section_id=12  

В детском саду реализуется долгосрочный  проект «Азбука здоровья».

https://536.tvoysadik.ru/?section_id=183 

Цель проекта:  приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

воспитание культурно-гигиенических навыков.

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

В рамках реализации проекта проводятся мероприятия музыкально-спортивной направленности, праздники и развлечения. Для этого привлекаются все участники образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в нашем детском саду используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)

- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);Хочу такой сайт

- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

При использовании здоровьесберегающих технологий для воспитанников младшей группы используем программу Е.Железновой «Музыка с мамой». 

При использовании здоровьесберегающих технологий для воспитанников старшей и подготовительной групп используем программу М.М.Безруких «Разговор о правильном и здоровом питании», для мотивации всех участников образовательного процесса к здоровому образу жизни.

Воспитанники группы ведут «Дневнички – здоровячки», где фиксируют информацию о своем росте, весе, делают зарисовки о средствах личной гигиены и др.. для повышения компетентности здорового образа жизни. Каждый год мы участвуем в «Кроссе наций» начиная со среднего дошкольного возраста, забег с детьми на школьном стадионе. Ежегодно проводим прогулки в дендрологическом парке с использованием подвижных игр Ежегодно с детьми старшего дошкольного возраста участвуем в «Лыжне России», участвовали в проекте под руководством инструктора по ФК «Лыжня России» https://536.tvoysadik.ru/?section_id=215

Подвижные игры имеют большое значение. Составлена картотека подвижных игр, в соответствии с возрастом. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию. Организуя практики Антихрупкого образования воспитанники детского сада  самостоятельно организуют и проводят знакомые игры.

Прогулки на свежем воздухе в экологически чистых местах. Парк.

Утренняя гимнастика под музыку. Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением  в детском саду проводится  ежедневно в музыкальном и спортивном залах по 6-8 мин. Специально подобранная музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.

Бодрящая гимнастика выполняем с детьми после дневного сна. Начинаем выполнять эти упражнения на кроватках, это самомассаж, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур( контрастные воздушные ванны). После таких упражнений проводятся обширные умывания прохладной водой. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья. 

Занятия по физической культуре в нашем детском саду проводятся инструктором по ФК по подгруппам. Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.

Физкультурные праздники – соревнования, развлечения, эстафеты. Спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость. В нашем детском саду стало традицией проводить спортивные развлечения "Елка в кроссовках", к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, спортивная военно – патриотическая игра «Зарница», "Зарница -2024", к Дню Победы, совместные спортивные праздники - Фестиваль семейного отдыха «FamilyFest» - 2022, 2023", День защиты детей", "День России",  и многие другие. Воспитанники группы  участники всех мероприятий физкультурно - спортивной  направленности ДОУ и других Фестиваль Здоровья - 2021 

Артикуляционная гимнастика. Создана картотека. Использую в работе с детьми ежедневно.

Массаж точечный использую ежедневно с ребятами на утреннем круге; массаж ушных раковин улучшает интеллектуальные способности и активизирует работу органов тела.

Сказкотерапию использую с ребятами, в младшем возрасте «Сказки про страхи», когда возникают страхи у детей, мы читаем сказку и находим пути их решения.

С ребятами старшего дошкольного возраста читаем сказки на этические темы, итак же находим пути решения сложившимся ситуациям.

Физкультминутки Составлена картотека физкультминуток тематическая. Динамическая пауза выполняется стихотворным текстом, под музыку. Использую для смены  вида деятельности, предупреждении утомляемости, повышении интереса детей к ходу занятия, в создании положительного эмоционального фона. Длятся  динамичные паузы 1-3 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети.

Дыхательная гимнастика укрепляет общее состояние здоровья ребенка, помогает успокоиться, провожу в проветренной комнате, (согласно САНПИН, каждые 3 часа), ежедневно по 3-6 минут. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания.

Пальчиковая гимнастика. Собрана картотека пальчиковых гимнастик ( программа Арсеневской О.Н.).Пальчиковую гимнастику провожу в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Используют такие виды упражнений как массаж, пальчиковые игры. В работе начала использовать элементы нейропсихологии -  действия с предметами или материалами для развития межполушарных взаимодействий. Необходимо собрать картотек.

Гимнастика для глаз Для гимнастики глаз создана «говорящая» стена для самостоятельного использования воспитанниками группы. Во время занятий с рабочими тетрадями использую гимнастику для глаз для снятия напряжения глазных мышц. Достаточно 2-4 минут. Главное правило гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Психогимнастика  Использую методику Алябьевой Е.А. Провожу с группой ребят по 25 минут, обыгрываем с ребятами этюды с использованием мимики и пантомимы, этюды на изображение эмоций или качеств характера, этюды с психотерапевтической направленностью проводит психолог.

Игротерапия Привлекаю детей к участию в разнообразных играх сопровождая слова движениями «Мы охотимся на льва», «Шире круг», «Улиточка», «Посадим косточку» и другие, в ходе которых будет возможность: проявить эмоции, снять психоэмоциональное напряжение; избавиться от страхов; стать увереннее в себе.

Ароматерапию Использую в группе с эфирными маслами, в основном с запахом цитрусовых. Но надо быть уверенным, что ни у кого из воспитанников не последует аллергической реакции.

Использую музыкотерапию, для снятия эмоционального напряжения. Включаю записи шума моря, пения птиц, шум водопада, воды.

Песочную терапию проводит психолог с небольшой группой детей в отдельной комнате. В группе также находится контейнер с манкой и маленькие игрушки – киндер – сюрпризы, для использования одновременно 1-2 детьми.

Непременным  условием  для  успешного  обучения  и  воспитания  является   развивающая предметно - пространственная  среда.  В детском саду имеются два зала: музыкальный и спортивный, оборудована спортивная площадка. Участвовали   в  проекте образовательной организации «Нетрадиционное спортивное оборудование своими руками», где были представлены  игры и пособия,  сделанные руками родителей и детей. https://536.tvoysadik.ru/?section_id=217 

Результативность:

 Используя  в  своей  работе  новые  методики,  инновационные технологии,  я  достигла  положительной динамики результатов  деятельности по физкультурно-спортивной направленности, влияющих на здоровье дошкольников.



Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.07.2024

Дата обновления: 30.07.2024

Дата публикации: 18.06.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».