Технология проектной деятельности

27.07.2024

 Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Преимущества проектного метода:

- организация воспитательно-образовательной работы;

- метод развивающего обучения и самообразования;

- позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

- повышает компетентность педагога;

- повышает качество образовательного процесса;

- возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов;

- способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела).

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

- развитие важнейших компетенций для современной жизни;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта:

- детская самостоятельность (при поддержке педагога,

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

• Проблема;

• Проектирование или планирование;

• Поиск информации;

• Продукт;

• Презентация.

• Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

- поставить цель проекта;

- разработка плана проекта (воспитатель обсуждают план с родителями);

- привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;

- сбор, накопление материала;

- включение в план  занятий, игр и других видов детской деятельности;

- домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения;

- презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.

Метод проектов предполагает:

Постановку проблемы (1этап) Поисковый: определение темы и целей проектапедагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

 (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами работать для достижения цели. Хочу такой сайт

(3этап) Практический: (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.).

Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

-  исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-  информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты«Любимые игрушки»«Азбука здоровья» и др.

 Другие виды проектов: комплексные«Мир театра»«Здравствуй, Пушкин!»«Эхо столетий»«Книжкина неделя»;

- межгрупповые«Математические коллажи»«Мир животных и птиц»«Времена года»;

- творческие«Мои друзья»«У нас в нескучном саду»«Мир природы»«В гостях у сказки»;

- групповые«Сказки о дружбе»«Познай себя»«Подводный мир»«Овощи и фрукты – полезные продукты»«Птицы наши друзья»«Откуда ботинки пришли?»,

- индивидуальные«Я и моя семья»«Генеалогическое древо»«Секреты бабушкиного сундука»«Сказочная птица»;

- исследовательские«Без воды не обойтись»«Воздух невидимка»«Питание и здоровье»

- семейные«Как я провёл лето»

- личностные«Мои питомцы».

Способы разработки проектов: «Модель трёх вопросов» Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта: является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь. Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта: влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности. Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Роль родителей: посодействовать ребенку в сборе материала; контролировать сроки выполнения; подсказать правила оформления проекта; участвовать в подготовке презентации.

Структура образовательного проекта: название проекта; организаторы проекта, участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.

Этапы проведения проекта.

На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.

На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми: выставка, газета, журнал. Костюм, модель, коллекция. Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка. Экскурсия, поход, путешествие. Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий. Спектакль, праздник, видеофильм.

Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

• Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________________________

__________________________________________________________________

2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Необходимые материалы __________________________________________

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________

Используемая литература

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт. -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4

 

Ссылка на проекты 







Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».