27.07.2024
Метод
проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только
проектируют свою деятельность, но и разрабатывают
интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их
родителями.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы,
который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных
стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных
учреждений.
Преимущества проектного
метода:
- организация
воспитательно-образовательной работы;
- метод развивающего
обучения и самообразования;
- позволяет
развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
- повышает
компетентность педагога;
- повышает качество
образовательного процесса;
- возможность углубленно
изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов;
- способствует
развитию креативности и логического мышления.
В проектной деятельности
происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его
индивидуальность.
Метод проектов
как педагогическая технология —
это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих.
Работа
по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных
областей и может быть направлена на организацию игровой,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской
деятельности.
Реализация проекта осуществляется
в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически
значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами
социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры
на объектах социальной среды, практические полезные дела).
Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной
целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой
личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей.
Задачи
исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
В младшем
дошкольном возрасте это: вхождение
детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация
желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
В старшем
дошкольном возрасте это: формирование предпосылок
поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения
определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а
затем и самостоятельно;
- формирование
умения применять данные методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов;
- самостоятельное
приобретение недостающих знаний из разных источников;
-развитие умений
пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических
задач;
-развитие
способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
- развитие
важнейших компетенций для современной жизни;
- развитие желания
пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной исследовательской деятельности.
Существуют и
основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в
основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск;
Обязательные
составляющие проекта:
- детская
самостоятельность (при поддержке педагога,
- сотворчество
детей и взрослых;
- развитие
коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
- применение
дошкольниками полученных знаний на практике.
Очень легко
запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование
или планирование;
• Поиск
информации;
• Продукт;
• Презентация.
• Запомнить
просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором
собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Примерный план
работы воспитателя по подготовке проекта:
- поставить
цель проекта;
- разработка плана
проекта (воспитатель обсуждают план с родителями);
- привлечение
специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
- сбор, накопление
материала;
- включение в
план занятий, игр и других видов детской
деятельности;
- домашнее задания
и задания для самостоятельного выполнения;
- презентация проекта,
открытое занятие, мероприятие.
Метод проектов
предполагает:
Постановку
проблемы (1этап) Поисковый:
определение темы и целей проекта; педагог помогает
ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный
отрезок времени.
(2
этап) Планирование деятельности по достижению цели,
определение источников информации: к
кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких
источниках можно найти информацию;
- какие предметы
использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими
предметами работать для достижения цели.
(3этап) Практический: (основной этап) поиск информации
детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов,
наблюдений, экспериментов.).
Презентация (4
этап) подведение
итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.
В практике
современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие проекты:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,
детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с
элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают
по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные
интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты
в детском саду (оформление результата в виде детского праздника,
детского дизайна, например, «Театральная неделя»). Так как ведущим
видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста,
используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые
игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Другие виды проектов: комплексные: «Мир
театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина
неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир
животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в
нескучном саду», «Мир природы», «В гостях у сказки»;
- групповые: «Сказки о дружбе», «Познай
себя», «Подводный мир», «Овощи и фрукты – полезные
продукты», «Птицы наши друзья», «Откуда ботинки
пришли?»,
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое
древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная
птица»;
- исследовательские: «Без воды не обойтись», «Воздух
невидимка», «Питание и здоровье»
- семейные: «Как я провёл лето»
- личностные: «Мои питомцы».
Способы
разработки проектов: «Модель трёх вопросов» Что мы знаем? Что
хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Позиция взрослых
как участников проекта: является источником информации, координирует
процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы
над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет
консультативную помощь. Предоставляют детям достаточную свободу для реализации
их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя
понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Позиция детей
как участников проекта: влияют на выбор темы, форм работы в
рамках проекта; устанавливают
последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно
выбранной деятельности. Реализуют свои интересы, потребности в знаниях,
общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая
решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном
действии.
Роль родителей: посодействовать ребенку в сборе материала; контролировать сроки выполнения; подсказать правила оформления проекта; участвовать в подготовке презентации.
Структура
образовательного проекта: название проекта; организаторы проекта, участники проекта, сроки
реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта,
предполагаемые результаты.
Этапы проведения проекта.
На 1 этапе —
вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие
задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети
организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и
сферу ответственности.
На 3 этапе —
накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.
На 4 этапе —
подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта.
Представление зрителям продуктов своей деятельности.
-
Результаты проекта, их оценка, призы и награды.
Результаты
выполненных проектов должны
быть осязаемыми: выставка, газета,
журнал. Костюм, модель, коллекция. Музыкальное или художественное произведение,
ролевая игра, инсценировка. Экскурсия, поход, путешествие. Демонстрация продукта, выполненного на основе
информационных технологий. Спектакль,
праздник, видеофильм.
Участвуя
в проекте, ребенок
ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,
радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию
благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению
самооценки ребенка.
Побуждает педагогов повышать свой
профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве
образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех
специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
• Проект -
продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
План
тематического проекта
1. Тема
и ее происхождение__________________________________________
__________________________________________________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Необходимые материалы __________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
Что мы
знаем?
Что мы
хотим узнать?
Как нам
найти ответы на наши вопросы?
5.
Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта __________________________________________________________________
Используемая
литература
Литература:
1.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез,
2008. — 112 с.
2.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А.
Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное
воспитание и развитие).
Проектная деятельность
дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт.
-сост. О. Л. Гильманова, Н. Я. Гомоюнова. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4