24.10.2023
Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников
Для того, чтобы изучить данную тему необходимо разобраться с понятиями, которые фигурируют в названии.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Физическое воспитание - педагогический процесс, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально - обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.) в единстве с другими видами воспитания. И при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Игровые технологии - это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Обобщив вышеперечисленные понятие, можно сделать вывод, что игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников – это различные педагогические игры, направленные на обучение движениям и воспитание физических качеств ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Ведущим видом деятельность у дошкольников является игра.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника, является источником положительных эмоций, здоровья, способствует сплочению детского коллектива.
Игровая технология - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые технологии» трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У детей формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду: игровая ситуация должна создавать ребёнку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.
Выделяют следующие компоненты игровых технологий:
-мотивационный (связан с отношением детей к содержанию, процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);
-ориентационно-целевой (связан с принятием детьми целей игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);
-содержательно-операционный (предполагает овладение детьми содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы игровой деятельности);
-ценностно-волевой (включает внимание, придаёт эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);
- оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры).
Этапы игровых технологий:
Первый этап. Подготовка к игре. Логика подготовки к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, содержательно-операционным, ценностно-волевым и оценочным.
Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация.
Третий этап. Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний, формирования убеждений, развития самостоятельного творческого мышления.
В последнее время изменилась действительность, окружающая детей, на смену коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Ему остаётся меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В связи с этим актуален поиск путей для оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Решение этой проблемы - игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий (бег с заданиями, прыжки с препятствиями, передачи, ловля, броски мяча и др.) Вместе с тем для подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач. Это является важным фактором развития координации движений и других двигательных способностей.
Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Она является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Народные подвижные игры способствуют приобщению детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа, основанным на исторических и религиозных традициях региона.
Современные тенденции развития дошкольного образования предполагают поиск новых форм организации образовательного процесса. В работе с малышами основное место занимает предметно-игровая двигательная деятельность. Это несложные игровые упражнения с шариками, султанчиками, небольшими кольцами, флажками, кирпичиками из строительных наборов. Такие игрушки можно прятать и искать, бросать и догонять, дарить друг другу или взрослому, из них можно построить домики для зверушек, которые обязательно «придут поиграть» с малышами.
Для средних и старших дошкольников чаще всего используются образно-игровые комплексы по мотивам литературных произведений, спортивных событий, фольклорных праздников. Подвижные игры для всей группы или игры-эстафеты – обязательный компонент любого из названных комплексов.
Для подготовительных групп – это интегрированные занятия, тренировочно-игровая совместная деятельность взрослого с детьми по освоению спортивных игр с использованием спортивных комплексов и тренажеров.
Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Обогащение двигательного опыта детей элементами спортивных игр создает условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности. Систематическое использование игр с элементами спорта на прогулке поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни.
Подводя итог, можно сказать о том, что игровые технологии нужны не только в системе физического воспитания, но и в системах других направлений, т.к именно в игре ребенок с удовольствием развивается, учится новому.