Работа с родителями

15.04.2020

артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.pdf (скачать) (посмотреть)
причины нарушения речи.pdf (скачать) (посмотреть)
СОВЕТЫ.docx (скачать)
рекомендации родителям по развитию фонематического слуха.docx (скачать)
профилактика речевых нарушений.docx (скачать)
дыхательная гимнастика.docx (скачать)
дома играем слух развиваем.docx (скачать)
оптическая дисграфия.docx (скачать)

Оказание логопедической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей ОВЗ

15.04.2020

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Одним из важных направлений в деятельности коррекционной службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Согласно исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

5. Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и т.д), в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.

6. Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.

 Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Цель работы с родителями детей с ОВЗ: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности воспитанников и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и ДОУ;

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей,

- интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

- сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей;

- профилактика вредных привычек у родителей и детей.

 В основе взаимодействия семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями

15.04.2020

Образовательная область

Разделы: формы взаимодействия с семьями воспитанников

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Речевое развитие

Нетрадиционные формы работы  можно разделить на 4 раздела:

информационно-аналитические,

наглядно-информационные,

досуговые и познавательные.

1.Информационно-аналитические формы работы.

Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

               

2.Наглядно-информационные формы работы.

Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

                                                               

3.Досуговые формы работы.

Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

 

4. Познавательные формы работы.

Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыковХочу такой сайт

                   

Информирование родителей о коррекционно-воспитательной работе на логопункте через:

 

·        Проведение родительских собраний, консультаций, бесед, практикумов, семинаров, круглых столов и т.д.

·        Ведение индивидуальных тетрадей и папок с информацией по занятиям и закреплению полученных речевых навыков дома

·         Родительское интервью.

Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.

·         Родительский телефон доверия.

Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую   консультацию в домашних условиях.

·         Патронаж семей воспитанников учителем-логопедом (по необходимости).

·         Ознакомление родителей с документацией учителя-логопеда.

·         Анкетирование.

·         Родительское соглашение о приёме  ребёнка на логопункт.

Повышает степень ответственности, за счёт осознания прав и обязанностей участников образовательного процесса.

 

·         Информационный родительский уголок.

Включает разделы: Домашнее задание (Лексические темы блока и коррекцию звукопроизношения); Домашняя игротека -  знакомит родителей с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «На прогулке и по дороге в детский сад», «В свободную минутку». Картотеки на дом (например, «Выкладываем из спичек и палочек», «Пальчиковые шаги», «Волшебная верёвочка»; «На автоматизацию и дифференциацию звуков»)   Советы логопеда (консультации, беседы по разделам: Речевая культура в семье; Инновационные и здоровьесберегающие технологии для родителей и др.));  Памятки (в т.ч. буклеты); Объявления; Благодарности; Визитка логопеда; Циклограмма рабочей недели логопеда; Нормативно-правовая информация (О работе логопункта; Речевая готовность к школе, ФГОС ДО и др.); Информация о речевых и возрастных особенностях каждого периода дошкольной жизни ребёнка;

·         Организация тематических выставок (поделок, игр, рисунков и т.д.).

Например, «С буквой подружусь – трудный звук говорить научусь», «Игрушка, помогающая овладеть звуками». (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

v Организация фотовыставок и фотоотчётов.

Например, «Мы весело играем – речь развиваем», «Посетите наши логопедические занятия» и др.

·         Совместная работа родителей, ребёнка и логопеда по созданию альбома «Занимаюсь с мамой»

·         Дни открытых дверей группы, логопункта.

·         Прайс-листы (информация о полезных играх, литературе и игрушках).

·         Мини-библиотека «Домашний логопед».

·         Медиатека и видеотека логопункта.

Запись на электронные носители (диски и флеш) речевого, наглядного и лексико-грамматического материала, видеоконсультаций, презентаций, интерактивных игр.

·         Интернет-страничка логопеда для родителей на сайте МБДОУ.


·         Использование  ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео- материалами.

 

·         Речевые праздники.

Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного.

·       Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.

·         Открытые занятия с детьми для родителей (индивидуальные, фронтальные, фрагменты занятий)

Знакомят родителей с методами и приёмами коррекционного обучения

·         Лекотека.     

Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Используются ресурсы традиционных, настольно-печатных дидактических игр, а также развивающие компьютерные игры на дисках с логопедическими программами и в режиме онлайн (Мерсибо, Логозаврия) при устойчивой работе интернета.

·        Создание родительского клуба.

 возможны совместные мероприятия с педагогом-психологом и другими специалистами.

·        Совместное создание предметно-развивающей среды.

например, создание сенсорной картотеки материалов, запахов, пособия для развития мелкой моторики (шнуровки, пальчиковые дорожки).

    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».