15.04.2020
15.04.2020
По данным ЮНЕСКО на
сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными
возможностями здоровья. Они чаще других сталкиваются с физическими и
социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а
также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Одним из важных
направлений в деятельности коррекционной службы является работа с семьями
(родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями
детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей,
контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи.
Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов:
воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей
с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л.
Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.)
свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся
жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские
отношения.
Согласно исследованиям,
были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей
с ОВЗ:
1. Умышленное ограничение в общении:
родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка),
избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ
ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно
сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является
единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие
этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою
ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Всё это не способствует принятию
родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают
чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
4. Отсутствие знаний и навыков,
необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные
(иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
5. Асоциальный образ жизни родителей
(алкоголизм, наркомания и т.д), в результате ребенок предоставлен сам себе, не
осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.
6. Педагогическая безграмотность
родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по
отношению к своим детям.
Именно
помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической
работы с родителями детей с ОВЗ.
Цель работы с родителями
детей с ОВЗ: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому
саморазвитию и самореализации личности воспитанников и создание единого
воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с
ОВЗ в общество.
Для решения данной цели
в работе поставлен ряд задач:
- повышение педагогической культуры
родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания
ребенка в семье и ДОУ;
- научить родителей эффективным способам
взаимодействия с ребёнком;
- выработка коллективных решений и единых
требований к воспитанию детей,
- интеграция усилий семьи и педагогов в
деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного
воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или
дочери со стороны родителей.
- сформировать адекватную самооценку
личности ребенка и родителей;
- профилактика вредных привычек у
родителей и детей.
В
основе взаимодействия семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного
доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг
к другу.
15.04.2020